Шутить продано
На прошлой неделе российский сериал «Мылодрама» вышел на крупнейшем стриминговом сервисе Amazon Prime Video. Это уже вторая в 2020 году большая покупка оригинального российского телепродукта за границей; сейчас, по информации «Огонька», идут переговоры о продаже еще как минимум двух телешоу. Чем российский сериал способен привлечь западного зрителя?
Нестандартная и изобилующая нецензурной лексикой черная комедия «Мылодрама» о заправщике (его играет Сергей Бурунов), который случайно становится руководителем телеканала, оказалась интересна не только на родине. По сюжету собственники хотят разорить телекомпанию и нанимают директором максимально непрофессионального человека. Оказавшись у руля, никем не контролируемый главный герой ввергает в пучину абсурда доверенный ему канал и затевает съемки бездарнейшего сериала.
Николай Картозия, продюсер сериала и генеральный директор телеканала «Пятница!», считает историю универсальной: «Мне многие говорили, что у нас очень русская концепция, да еще и узкопрофессиональная. Но на самом деле в „Мылодраме“ есть high-concept, он универсальный и понятный во всех странах. Потому что непрофессионалы часто возглавляют большие корпорации и от таких людей многое зависит. Это может произойти и в Европе, и в Америке». Чтобы заинтересовать международный рынок, видеоконтент должен не только иметь high-concept — уникальную и яркую основную идею, но и быть, выражаясь на телесленге, «бустером» своего канала, то есть принести значительную выгоду и привлечь большое количество зрителей.
Уолтер Юззолино, основатель британской видеоплатформы Walter Presents (аналог Amazon Prime Video в Британии), один из крупнейших экспертов в области неанглоязычных сериалов, отбирает видеоконтент по трем параметрам: качество сценария, актерская игра и режиссура. «Зрители становятся все более опытными, и их запросы растут,— рассказал „Огоньку“ Юззолино.— Все любят отличную историю, где бы вы ни находились, поэтому концепция должна быть увлекательной. Темпоритм — это еще один важный фактор. Исторически сложилось так, что телевидение имеет тенденцию к несколько более медленному и мягкому темпу, но современные зрители требуют гораздо большей скорости повествования. В мире с таким широким выбором видеоконтента только самые сильные концептуальные произведения действительно будут иметь шанс на успех. Сложно стало комедиям и историческим костюмированным драмам. Юмор часто связан с очень специфическим набором культурных канонов и норм, поэтому итальянский юмор и британский юмор, например, очень разные, и иногда передачи, которые невероятно забавны для местной аудитории, выглядят странно в другом культурном контексте».