Широкий, как улыбка
19 сентября в Третьяковкой галерее на Крымском Валу открывается выставка Михаила Ларионова (1881–1964)
Александр Бенуа назвал его «нелепой балаболкой», а Максимилиан Волошин уточнял: «В его талантливости есть чтото весело-дурацкое». У Михаила Ларионова хватило ума глупо прожить жизнь. Он был веселым человеком (о многих ли художниках такое можно сказать?!), сделавшим немало серьезных вещей. Может, поэтому Николай Гумилев и писал о нем: «Величье жизни настоящее // У Ларионова сурово».
Михаила Ларионова считают отцом-основателем русского авангарда. Он прославился, конечно же, своими работами, но еще и кураторскими проектами. Выставки, которые он организовал в начале 1910-х, дали толчок абстрактному искусству. Как считает один из кураторов выставки в Третьяковке Ирина Вакар, Ларионов сделал для отечественной культуры примерно то же, что и Сезанн — для французов: разбудил дремавшие художественные силы. Он был отличным промоутером: его публичные дискуссии про «арт» собирали сотни людей и нередко заканчивались драками. Он был знаком со всем «Миром искусств», первым заметил Малевича, Пиросмани, дружил с Бурлюками, Маяковским, Кандинским, французскими фовистами и итальянскими футуристами. Когда через много-много лет в Лондоне в 70-летнем возрасте Ларионов перенесет инсульт и у него не будет денег на лечение, нужную сумму быстро соберут по подписке: его знали, помнили и любили.
И вместе с тем Третьяковская галерея решила отдать под персональную выставку Михаила Ларионова (около 500 произведений) камерные 39–41-е залы на Крымском валу, в то время как парадные, где традиционно проходят выставки художников первого ряда — Серова, Коровина, Верещагина,— сейчас заняты экспозицией Кабаковых. И дело не в том, что помещений не хватает. Просто Ларионов никогда не был озабочен созданием гигантских эпохальных полотен. Его живопись довольна скромная по размерам. Он первым начал работать сериями. Как говорит другой куратор выставки Евгения Илюхина, «в первую очередь Ларионов — мастер рисунка, быстрого эскиза, а эти вещи теряются в больших пространствах, им показаны небольшие залы».
На выставке будет представлена еще одна страсть художника — коллекционирование. Он собирал русский лубок, а также иллюстрации и афиши, связанные с танцем. Его собрание насчитывало 10 тысяч (!) единиц хранения. Живопись, графика и коллекция — таких монографических выставок в Третьяковке еще не было. Мы имеем дело с весьма прихотливо реализовавшим себя талантом.