Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техникаHi-Tech

Возвращение гребного колеса

Александр Митрофанов

Гонки колесных пароходов на реке Миссисипи (XIX век)

Многие считают, что гребное колесо стало использоваться в качестве судового движителя одновременно с появлением парохода, а первым колесным судном, совершавшим регулярные рейсы, был пароход «Клермонт» (США, 1807). О гребном винте тогда речь даже не шла: его работоспособные версии появились только во второй половине 30-х годов XIX века.

Однако первые упоминания о гребном колесе, для привода которого использовалась мускульная сила человека или животных, относятся еще к древнейшим временам. На римском барельефе, датируемом VI веком до н. э., изображено судно с тремя парами гребных колес, которые приводятся в движение волами.

Колесное судно с «воловьим» приводом (с древнеримского барельефа)

По свидетельству ряда рукописей, в 1161 году в Китае была построена джонка, снабженная гребными колесами, работавшими от ветряка. Не оставил без внимания этот движитель и Леонардо да Винчи, в бумагах которого найден эскиз колесного судна. Существуют и другие письменные свидетельства о гребных колесах, однако достойного применения им еще найти не могли из-за отсутствия приводного двигателя.

Колесное судно Леонардо да Винчи

В 1707 году в Германии на реке Фульда появился первый в мире пароход, построенный французским ученым Дени Папеном. Он приводился в движение гребными колесами. И хотя испытания закончились взрывом котла, начало было положено. Первым же действительно работоспособным пароходом принято считать «Клермонт» Роберта Фултона с двумя гребными колесами диаметром 4,7 м с восемью лопастями шириной по 1,2 м. Детищем Фултона явился и первый в истории боевой пароход – пароходофрегат «Демологос», построенный в 1815 году. Интересно отметить, что это был катамаран, в промежутке между корпусами которого помещалось гребное колесо, защищенное таким образом от боевых и навигационных повреждений.

В 1815 году к пароходному клубу присоединилась и Россия: в Петербурге владелец механико-литейного завода Карл Берд построил товаро-пассажирский пароход «Елизавета» с машиной мощностью 4 л.с., приводившей в действие бортовые колеса диаметром 2,4 м с шестью плицами. 3 ноября пароход совершил первый рейс от Петербурга до Кронштадта, показав среднюю скорость 9,3 км/ч. Таким образом, Россия стала третьей страной в мире (после США и Англии) по времени организации собственного пароходостроения.

Пароход «Елизавета»

А что же представляет из себя гребное колесо? Это судовой движитель, представляющий собой частично погруженную в воду цилиндрическую конструкцию с поперечной осью вращения, по окружности которой закреплены прямоугольные лопасти (плицы). Судно приводится в движение упором периодически входящих в воду плиц.

Гребное колесо с поворотными плицами (Военная энциклопедия Сытина, Санкт-Петербург, 1911-1915 гг.)

Первоначально простейшая конструкция этого движителя имела неподвижные лопасти, что значительно снижало его эффективность: КПД составлял всего лишь 30–35%. Плицы входили в воду с ударом, а выходили из нее, «выгребая» воду, что влекло за собой вибрацию и повышенный шум. Для смягчения ударов о воду увеличивали диаметр колес, особенно на морских пароходах. Постепенно колеса достигли поистине циклопических размеров. Так, на сконструированном И.К. Брунелем «Грейт Истерне» (1858 г.) два гребных колеса имели диаметр 17,7 м, а каждая из 30 лопастей была 3,9 м в ширину и 1 м в высоту. Их максимальная частота вращения составляла 11 об/мин.

Пароход «Грейт Истерн» (1858 г.)

Неоднократно делались попытки избавить колесо от вышеупомянутых недостатков, но только в 1829 году Элайе Гэллоуэю удалось запатентовать гребное колесо, которое было лишено основных недостатков. Поворот лопастей, чтобы они входили в воду и выходили из нее перпендикулярно, обеспечивался с помощью шарнирного эксцентрикового механизма, приводимого в действие от самого колеса. Конструкция эта оказалась настолько удачной, что существует с небольшими изменениями до наших дней.

Разрез по машинному отделению «Грейт Истерна»

Эти и другие усовершенствования колеса привели к тому, что с середины XIX по начало XX века КПД гребных колес повысился с 0,30–0,35 до 0,7–0,75, то есть в два раза.

Кроме конструкции лопастей колеса отличаются и по расположению – бортовые и кормовые. Наибольшее распространение кормовые колеса получили на американских реках. Подобные суда не канули в вечность: в новом обличье заднеколесные «пассажиры» «American Queen», «American Heritage», «Belle of Louisville» и другие совершают круизы по Миссисипи.

Пароход «Амазонка»

По американским прототипам подобные пароходы строились и в Российской империи: по Волге ходили «Амазонка», «Ниагара» и т.д. В последние годы заднеколесные суда снова начали строить на отечественных верфях, но этого мы коснемся ниже.

Современное американское заднеколесное пассажирское судно “Queen of Mississippi”

Гребные колеса обладают как рядом преимуществ, так и многими недостатками. Остановимся на основных из них.

Преимущества:

‒ кормовое гребное колесо в условиях ограниченной осадки судна создает упор, намного превышающий упор гребного винта;

‒ бортовые гребные колеса позволяют разворачиваться почти на месте;

‒ тяга при буксировке выше, чем у винтовых судов, кроме того, возможна эксплуатация на малых глубинах, так как размеры колес не превышают осадку судна. Поэтому в СССР строительство речных колесных буксиров продолжалось до 1991 года (буксиры-толкачи серии БТК);

‒ колесный движитель, в отличие от винтового, допускает осмотр и ремонт без докования судна.

Недостатки:

‒ при сильной бортовой качке бортовые гребные колеса поочередно выходят из воды или погружаются слишком глубоко, судно рыскает, что затрудняет удержание на курсе. Кроме того, колеса подвергаются большим динамическим нагрузкам, могущим привезти к их поломке;

‒ более низкий КПД по сравнению с гребным винтом;

‒ снижение эффективности работы при изменении глубины погружения (например, при качке или вследствие изменения осадки судна);

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По следам мореплавателя По следам мореплавателя

Остров Беринга не оставляет привычных критериев для оценки действительности

2Xplore
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
Два маркиза Два маркиза

Медальон с портретами офицера и его брата в весьма фривольном виде

Дилетант
Пожилые люди, которые потребляют белок три раза в день становятся сильнее Пожилые люди, которые потребляют белок три раза в день становятся сильнее

Потребление белка может помочь сохранить мышечную силу с возрастом

ТехИнсайдер
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Угольщикам недогрузили триллионы Угольщикам недогрузили триллионы

Минэнерго оценило потери российской угольной отрасли в 2 трлн руб

Ведомости
Топ процедур по омоложению на 45 лет Топ процедур по омоложению на 45 лет

Лучшие косметологические методики для 45-летних

VOICE
Самокаты все ближе к потолку Самокаты все ближе к потолку

Рынок кикшеринга вырастет в 1,7 раза к 2027 г

Ведомости
Узкий таз защитил от артрита колена и опущения органов Узкий таз защитил от артрита колена и опущения органов

Широкий таз облегчает деторождение, но добавляет других проблем со здоровьем

N+1
Полина Гухман: «Ради роли готова к любым экспериментам с внешностью» Полина Гухман: «Ради роли готова к любым экспериментам с внешностью»

«Меня часто спрашивают: «Поля, тебе не кажется, что ты повсюду?»

Коллекция. Караван историй
Амарант Амарант

Почему амарант — суперфуд и важнейшая пищевая культура XXI века

Здоровье
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Бум цифрового мошенничества в России: кто такие «инфоцыгане»? Бум цифрового мошенничества в России: кто такие «инфоцыгане»?

Как возник феномен «курсов из ничего» и что с ним происходит?

VC.RU
Дорожная карта Дорожная карта

Фильмы, которые помогут увидеть мир

Лиза
Учеба без отрыва от работы Учеба без отрыва от работы

Выстроить систему обучения сотрудников можно и без корпоративного университета

Ведомости
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
Китайское рекламное чудо Китайское рекламное чудо

На какую рекламу тратят рекламный бюджет компании на российском рынке

Ведомости
12 способов продлить молодость 12 способов продлить молодость

Рекомендации для того, чтобы увеличить шансы прожить дольше

Лиза
Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега

Как окружающая среда влияет на словарный запас?

ТехИнсайдер
Мяч в кольце Мяч в кольце

Спортивные события второго года Великой Отечественной войны

Ведомости
Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет

Почему ученые пересмотрели хронологию поселения Мехргарх?

N+1
Распоследний магнат Распоследний магнат

«Киностудия» — самопародия голливудских остряков на киноиндустрию

Weekend
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают» Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

Как оценивается состояние экономики и банковского сектора

Монокль
Мы идем своим путем Мы идем своим путем

Русская внешняя политика как культурное явление

Эксперт
И бедные, и богатые: почему изменение климата все больше осложняет жизнь женщин И бедные, и богатые: почему изменение климата все больше осложняет жизнь женщин

О том, как изменение климата сказывается на здоровье жительниц больших городов

Forbes
Питание по расписанию. Без чувства голода Питание по расписанию. Без чувства голода

Достичь идеального веса, не голодая? Это возможно с хронодиетой

Лиза
Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы

Правда, что в России не делают хороших игр? Как стать игровым разработчиком?

ТехИнсайдер
Как первая женщина-министр в США Фрэнсис Перкинс изменила условия труда в Америке Как первая женщина-министр в США Фрэнсис Перкинс изменила условия труда в Америке

Как Фрэнсис Перкинс удалось стать первой женщиной-министром в Америке

Forbes
Открыть в приложении