«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

В конце марта в прокат вышел байопик «Божественная. Сара Бернар» о жизни великой французской актрисы. Она искала себя в разных видах искусства, добивалась автономии в профессии, пренебрегала стереотипами и социальными условностями и не оставила сцену даже после тяжелой травмы. Forbes Woman рассказывает историю суперзвезды рубежа XIX–XX веков.
Из монастыря в театр
«Она была первой настоящей звездой в истории. Она проложила путь для таких легенд, как Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Мадонна и Бейонсе», — рассказывала Анник Лемуан, директор Малого дворца в Париже и главный куратор выставки Sarah Bernhardt: Et la femme Créa la Star («Сара Бернар: И женщина создала звезду»).
Сара Бернар (урожд. Генриетта-Розина Бернар) была дочерью куртизанки еврейского происхождения, в число постоянных покровителей которой входил герцог де Морни, сводный брат императора Наполеона III. Полностью поглощенная своей жизнью, мать отдалилась от дочери, и та, с малых лет отданная на попечение кормилицы, а затем и няни, ощущала себя нелюбимой и брошенной. В подростковом возрасте Бернар училась в монастырской школе недалеко от Версаля, где твердо решила, что станет монахиней, когда вырастет.
Уходить в монастырь она передумала, когда впервые оказалась в театре — мать взяла ее с собой в «Комеди Франсез», куда пришла в компании герцога де Морни и Александра Дюма-отца. Давали трагедию «Британик» Жана Расина и классическую комедию «Амфитрион» Тита Макция. «Когда занавес начал медленно подниматься, я думала, что упаду в обморок. Это было похоже на то, как будто поднимался занавес моей будущей жизни», — позже вспоминала Сара Бернар в своих мемуарах «Моя двойная жизнь». Девочка была настолько поражена увиденным, что во время представлений не смогла сдержать эмоций и громко разрыдалась, чем вызвала раздражение герцога и других знакомых матери из высшего общества. И только Дюма поддержал ее и назвал «маленькой звездочкой». А позже убедил де Морни, что место Сары на сцене.
Место силы
Бернар начала изучать актерское мастерство в Парижской консерватории. Ее дебют состоялся в 1862 году на сцене театра «Комеди Франсез» — в трагедии Расина «Ифигения» она сыграла дочь царя Агамемнона, которую должны принести в жертву богине Артемиде. Перформанс 18-летней Сары не произвел особого впечатления ни на зрителей, ни на театральных критиков. Первые посмеивались над худобой Бернар прямо во время выступления, а вторые сдержанно отзывались о ее игре в своих рецензиях. Влиятельный театральный критик Франциск Сарсей, сотрудничавший с изданиями L'Opinion Nationale и Le Temps, писал: «Она хорошо держится и произносит слова с идеальной точностью. Это все, что можно сказать о ней на данный момент». «Сарсей был прав: мой дебют провалился. Виной тому был не страх сцены, а беспокойство, которое вызвал во мне внезапный уход матушки, покинувшей свое место в ложе», — вспоминала актриса позже в мемуарах.
В «Комеди Франсез» Бернар прослужила недолго. Через год после дебюта она ушла из театра со скандалом, отказавшись принести извинения «заслуженной» артистке, с которой чуть не подралась из-за оскорблений в адрес младшей сестры, Режины Бернар, везде ходившей за Сарой по пятам. Она отправилась в Бельгию, закрутила роман с аристократом, родила сына. Но отец отказался признавать мальчика своим ребенком, и Сара Бернар осталась одна. Рассчитывать она могла только на себя.