«С историками не консультируются»
Парламент Румынии рассмотрит инициативу экс-президента страны Траяна Бэсеску. Ее цель — денонсировать пакт Молотова — Риббентропа и подготовить базу для возвращения Молдавии в состав Румынии. «Огонек» попытался понять: каких еще сюрпризов ждать соседям под вековой юбилей создания «великой Румынии»?
Нынешний год для Румынии — особый: страна отметит 100-летие Великого Объединения. В 1918-м, по итогам Первой мировой войны, после распада Австро-Венгерской и Российской империй, в Румынское королевство вошла Трансильвания, а еще раньше — Бессарабия и Северная Буковина. Страну стали называть «Великой Румынией», она претендовала на роль регионального лидера.
Объединение 1918-го считается важнейшим событием в румынской истории: день 1 декабря в 1990 году утвержден парламентом в качестве национального праздника. Румыны вообще относятся к своей истории с трепетом. Презентации работ по истории часто выливаются в научные симпозиумы, а то и в светские мероприятия с участием «очень важных персон». К прошлому апеллируют как политики, так и граждане. Многие убеждены: история обошлась с Румынией несправедливо, и пытаются отыскать в прошлом объяснение нынешним обидам и претензиям.
Мейнстрим румынской историографии — патриотический. Исследователи прошлого работают в МИД Румынии и в дипмиссиях, например в посольстве в Москве. Историки поставляют дипломатам боеприпасы для международных баталий. Хорошо подготовленные и заточенные на результат, они действуют по правилам игры с нулевой суммой — никаких компромиссов и уступок!
Это относится и к российско-румынской истории. Есть проблемы, которых лучше не касаться — никаких шансов (см. «детали»)! Выступления российских и румынских историков на эти темы — параллельные: стороны высказывают точки зрения, фиксируют их несовместимость и разъезжаются. Видный румынский ученый как-то сказал автору этих строк: «Багаж наших взаимных отношений столь тяжек, что, может быть, историкам лучше отойти в сторону, дав политикам возможность строить отношения, глядя в будущее».
Обо всем этом «Огонек» поговорил с одним из самых маститых историков Румынии — 77-летним Иоаном Скурту. В разное время профессор занимал высокие посты — гендиректора Национальных архивов, директора Института истории им. Николае Йорги, советника президента страны (2000–2004 годы). Он автор 30 монографий, бесчисленных статей. На вопросы «Огонька» Иоан Скурту ответил в Академии ученых Румынии, где возглавляет отделение исторических и археологических наук.
— Румынию называют страной, обращенной в прошлое: оно занимает больше, чем настоящее и будущее. К тому же историки пользуются влиянием: Михай-Рэзван Унгуряну был премьером, Адриан Чорояну — главой МИД, Иоан Талпеш — главой внешней разведки. Ясно, что нужно извлекать уроки из истории, но ведь нужно смотреть и в будущее. Не кажется ли вам, что налицо перекос?
— Давайте начистоту. История не только не пользуется в Румынии особым вниманием, но напротив — никогда за последние десятилетия не занимала в образовательном процессе столь маргинального места. 10 лет назад историю Румынии перестали преподавать в лицеях, с этого года ее не будут преподавать в техникумах. Вместо этого ввели факультативные курсы по истории коммунизма, истории холокоста, истории монархии, которые дробят историю и не предлагают связной картины.
Также не думаю, что историков выдвигают на высокие посты. Просто некоторые из них активно участвовали в политической жизни, вот среди тысяч политиков оказалось и несколько историков. На самом же деле с историками не консультируются, и в результате проводится нынешняя политика — без исторической преемственности, на несколько лет.
Один пример. В этом году в Румынии будет отмечаться 100-летие Великого Объединения. Для координации мероприятий в Министерстве культуры создана структура, но ей... не выделили денег. Понятно, что 100-летие не будет отмечено в должном масштабе на национальном уровне. Еще примеры: Национальный музей истории Румынии закрыт уже 12 лет, понижен статус Национальных архивов...