Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техникаHi-Tech

Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Иван Варгатый

Огромный самолет стоял на земле уже три месяца. Люди выносили из него старые блоки, вырывали целые жгуты старой проводки и прокладывали новые, аккуратно увязывая их по всем стандартам, а на крыло вешали странные штуки, чем-то похожие на утюги. Непонятно было, взлетит ли бомбардировщик с ними вообще? Он и так отрывается от континента нехотя, полóго, словно брошенный вдоль воды «лягушкой» камень... Но вот его наконец выкатили на вольный воздух летно-испытательной станции, к «утюгам» на крыльях подвесили коробки да подперли концевики пластинами. Началась отработка получившего вторую жизнь ракетного комплекса.

В седьмом отсеке на разные голоса гудят блоки, крутятся катушки самописцев, следящих за каждым шагом комплекса… Взвыла уже в который раз АЭГУ, по индикатору побежали красные цифры, несколько секунд – и точки вместо цифр сложились в лаконичную надпись: «Задан выполнено». К016, пусть пока и виртуально, послал в полет четырнадцать ракет. Если бы у него были руки, он бы откинулся на спинку кресла и гордо сложил их за головой. Но за него это сделал довольный инженер, сидящий в кресле штурмана корабля, а стоящий рядом инженер эскадрильи крикнул в люк техникам:

– Ну все, снимайте пэ-пятые и пластинки, поехали предполетную, ставим вылет на пятнадцать!

И завертелся привычный ритуал. Техники мигом растащили стремянки, мотористы взялись открывать капоты двигателей и снимать заглушки, вооруженцы снимали контрольную аппаратуру с катапультных устройств, АОшники вместо заглушек поочередно ставили на приемники скорости шланг «шарманки» КПУ-3 и давали давление, проверяя приборы. Планеристы, осмотрев оперение и дав сделать свои дела вооруженцам, переходили на крыло. Из кабины раздалось:

– От закрылков!

– Есть от закрылков! – ответило эхо из-под крыла.

Хлопнули муфты – и с нарастающим тихим воем привода из крыла начали выползать плоские коробки закрылков. Двадцатипятилетний бомбардировщик готовился лечь ими на родной поволжский воздух: здесь он родился, здесь и летает!

На первых самолетах единственные электрические потребители – свечи зажигания – питались от магнето. Но вот на приборной доске появился электроуказатель поворота (ЭУП), он же «пионер», позже на крыле – закрылки, все это требовало электроприводов разной мощности. Для их питания пришлось установить генератор, порой даже без аккумулятора. Потом число приборов начало расти со страшной скоростью: появились радиостанции, электростартеры двигателей, вспомогательные электроприводы в системах самолета – топливной, кондиционирования и других. Даже в высотомерах (по сути, барометрах) стрелка стала приводиться не напрямую от анероида, а от электродвигателя, разгрузившего чувствительный анероид. Уже к 1950-м годам жгуты проводов на авиатехнике стали толщиной даже не в руку, а в ногу, и изрядная доля проводов в этих жгутах «иннервирует» именно электропривод.

Приборная доска командира Ту-95МС: 1–4 – чисто механические приборы, 5–14 – электромеханические. 1 – часы АЧС-1, 2 – указатель скорости КУС, 3 – вариометр ВАР-30, 4 – высотомер ВМ-15, 5 – электроуказатель поворота ЭУП, 6 – основной авиагоризонт ПКП, 7 – планово-навигационный прибор ПНП, 8 – высотомер УВО, 9 – резервный авиагоризонт АГР, 10 – дальномер ИДР, 11 – переключатель триммера руля высоты, 12 – указатель скорости УСВП, 13 – указатель числа Маха УМ, 14 – указатель угла атаки и перегрузки УАП.

Конечно же, поначалу инженеры-авиастроители обратились к привычным коллекторным электромашинам постоянного тока: они устойчивы к перепадам напряжения, могут питаться от аккумуляторов. К 1940-м годам в мире прочно установился стандарт бортового напряжения постоянного тока 27 вольт, но некоторые системы обязаны сохранять работоспособность при просадке чуть ли не вдвое, имеются даже специальные серии аппаратов (реле и др.), гарантированно работающих при 14 вольтах. Естественно, ток надо не только подать, но и преобразовать в механическую работу – тут и нужен двигатель, неразборчивый в напряжении питания, который все равно будет работать, пусть и с потерей оборотов. Асинхронные двигатели (АД), как рассказано в предыдущем номере (статья «Сила – в музыке транзисторов»), такой устойчивостью похвастаться не могут.

Однако и им нашлось широкое применение: когда счет моторам на борту пошел на сотни, стало ясно, что техобслуживание такой армии будет отнимать массу времени и средств, тут и настал час асинхронных двигателей. Первым делом они заняли место коллекторных там, где нужна работа в течение всего полета, а обслуживание ввиду плотной компоновки крайне затруднено – в приборах. Ротору гироскопа ЭУПа или авиагоризонта нужно вращаться со скоростью в десятки тысяч оборотов в минуту, износ щеток и коллектора двигателя постоянного тока при таких оборотах огромен. Гироскоп же с асинхронным двигателем зачастую не требует обслуживания в течение всего срока службы.

Пришлись ко двору АД и в топливных насосах. Насос с коллекторным двигателем (КД) выполняется либо сальниковым – в этом случае всегда есть проблема уплотнения и дренирования утечек, либо погружным – тут уже на арену выходят загрязнение топлива продуктами износа и опасность взрыва из-за искр при появлении в насосе паров топлива с воздухом. Погружной же асинхронный насос лишен всех этих недостатков. Правда, обороты КД, а с ними и производительность насоса, можно легко регулировать, с асинхронным куда сложнее. Но и в случае с ним есть несложные методы управления помимо применения частотного преобразователя либо фазного ротора, о них ниже.

Итак, как конкретно выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются? И какие генераторы их питают?

Самое романтичное, что происходит на земле, – запуск двигателей. Кто не слышал о команде «От винта!», означающей, что надо покинуть опасную зону воздушного винта? Мощные газотурбинные двигатели (ГТД) почти всегда оснащены газотурбинным же либо воздушным турбостартером, но у двигателей мощностью до 2–3 мегаватт запуск, как правило, электрический. На поршневых двигателях встречается пневмозапуск, но чаще всего – привычный электрический. На легендарном Ан-2 для запуска 9-цилиндрового звездообразного двигателя АШ-62ИР стоит РИМ – редукторно-инерционный механизм. Электродвигатель не соединяется напрямую с коленчатым валом двигателя, как в автомобильном двигателе: на прямой проворот не хватит мощности аккумулятора. От электродвигателя раскручивается маховик, а уже от него при включении муфты сцепления раскручивается коленвал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
11 натуральных чистящих средств, которые найдутся у тебя на кухне 11 натуральных чистящих средств, которые найдутся у тебя на кухне

Если жизнь подкинула тебе лимон, почисти им смеситель!

VOICE
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
«Я, наверное, вас удивлю…» «Я, наверное, вас удивлю…»

Ирина Безрукова — о возрасте, красоте и женской силе

OK!
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

Ведомости
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми

Отрывок из книги «Homo Amicus. Деловой человек в поисках друга»

Forbes
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Что такое драфты и почему они вообще существуют?

Forbes
За 10 лет арктические дафнии не смогли приспособиться к потеплению За 10 лет арктические дафнии не смогли приспособиться к потеплению

Почему особи бесполых дафний плохо переносят потепление

N+1
В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен

Разбираем все, что нужно знать о вариабельности сердечного ритма

РБК
Верни мой каменный топор Верни мой каменный топор

Вновь изобрести технологии каменного века занимательно, но зачем это нужно?

Вокруг света
«Издательский проект Петра Первого: Илья Копиевский и новые русские книги» «Издательский проект Петра Первого: Илья Копиевский и новые русские книги»

Как был устроен перенос научно-технических знаний на русский язык

N+1
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
«Спонсоров важно вовлекать в процесс» «Спонсоров важно вовлекать в процесс»

Татьяна Кочарян о спонсорских доходах и работе со зрителями баскетбола

Ведомости
Хватит играть в GTA: топ-5 крутых игр с открытым миром на ПК Хватит играть в GTA: топ-5 крутых игр с открытым миром на ПК

Каким играм с открытым миром стоит уделить время?

Maxim
Робопчелу научили садиться по-комарьи Робопчелу научили садиться по-комарьи

Инженеры разработали шасси для миниатюрного орнитоптера RoboBee

N+1
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
Японские ученые протестировали три способа пробуждения и выяснили, как избавиться от сонливости по утрам Японские ученые протестировали три способа пробуждения и выяснили, как избавиться от сонливости по утрам

Как изменение освещения в спальне поможет избавить от сонливости по утрам

Inc.
Сошедший с орбиты Сошедший с орбиты

Как австралийцы изобрели «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания

Наука и жизнь
Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец

Черные дыры могут быть не такими губительными для жизни, как предполагалось

Inc.
Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Твердый знак Твердый знак

Как выбрать камни для амулетов и украшений, чтобы не навредить себе и близким

Лиза
Открыть в приложении