История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы ВМС Индии XXI века

Юрий Каторин

В 1986 году Индия достигла соглашения с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес». После ремонта на английской верфи в 1987 году он вошел в состав индийского флота под названием «Вираат». Водоизмещение – 23900/28700 т; основные размерения: 226,9 × 48,8 × 8,7 м.; скорость – 28 узлов; экипаж – 1350 (143) чел. Вооружение: 12 SEA HARRIER, 6 SEA KING, 4 KA-31; 2 ЗРК/ЗАК «Каштан»; 2 × 8 УВП BARAK.

В 1993-м в результате тяжелой аварии было затоплено машинное отделение корабля. Ремонт продолжался до 1995 года, в ходе ремонта корабль получил новый усовершенствованный тип радара. В 2002 году были установлены новые комплексы ПВО, закупленные в России и Израиле. Единственный действующий авианосец «Вираат» оставался в строю боевых кораблей Индии до 2017 года, пока ВМФ не получил новый авианесущий корабль. 6 марта 2017 года «Вираат», являясь старейшим авианосцем в мире из находившихся в строю, неся службу более 57 лет, был официально выведен из боевого состава ВМС Индии. Церемония прошла на территории военно-морской верфи в Мумбаи.

Церемония последнего спуска флага на авианосце «Вираат». 06.03.2017

Индия уже давно планировала ввести в строй новый авианосец. Находящийся на вооружении «Вираат» безнадежно устарел и был намечен к списанию до 2012–2013 года. К этому времени необходимо было получить другой авианесущий корабль. В 1988 году французы изучали возможность заключения контракта с Индией на постройку авианосца водоизмещением 28 тыс. т для замены уж совсем древнего «Викранта» (спущен на воду 22 сентября 1945 года). В прессе сообщалось, что велись переговоры с Украиной о приобретении недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», однако сделка не состоялась. Отказались индийцы и от покупки французского «Клемансо», что позволило Бразилии остаться в «авианосном клубе» (см. НиТ № 6, 2016 г.). Выбор был сделан в пользу российского корабля – как более нового. В феврале 1998 года в прессе мелькнуло сообщение о подписании контракта на приобретение в России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Прежде чем принять окончательное решение, индийская военная делегация посетила Северный флот и проинспектировала состояние корабля, который в 1995 году был передан в резерв.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

В 1975–1987 годах в состав ВМФ СССР вошли авианесущие корабли типа «Киев» (пр. 1143–1143.4, «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»), классифицированные как «тяжелые авианесущие крейсера» (ТАВКР). Корабль объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца. Он имел два варианта авиапарка: при двух спасательных вертолетах и двадцати СВВП Як-38 или такое же количество противолодочных вертолетов Ка25ПЛ. Второй вариант являлся чисто противолодочным, и потому корабль мог бы называться противолодочным вертолетоносцем, тем более что он имел мощное противолодочное вооружение вплоть до комплекса ПЛО «Вихрь». (см. т. 3 «Авианосцы “холодной войны”»).

Четвертый корабль серии (пр. 1443.4) несколько отличался от предыдущих, это был ТАВКР «Баку». Его основные тактико-технические характеристики: водоизмещение – 44500 т, длина – 274 м, ширина – 32,7 м, осадка – 10 м, размеры полетной палубы: 189 × 20,7 м, скорость – 32 узла, мощность котлотурбинной силовой установки – 200 тыс. л. с., дальность плавания – 13500 миль. Вооружение: 36 летательных аппаратов (самолеты ВВП Як-38, вертолеты Ка-25 или Ка-27, предназначенные, в зависимости от модификации, для противолодочной обороны, дальнего радиолокационного дозора или поисково-спасательных операций).

Одной из причин вывода их из боевого состава флота этих кораблей называлось снятие с вооружения, честно говоря, не слишком удачных самолетов Як-38. Однако ничто не мешало переквалифицировать эти корабли в крейсера-вертолетоносцы, что, кстати, и было сделано с «Баку», который переименовали 4 октября 1990 года в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, оптимизированную для решения задач ПВО, другую – с «Адмиралом Горшковым» – для задач ПЛО. Не вышло, 3 февраля 1992 года на крейсере «Адмирал Горшков» случился пожар, после чего корабль стал в вялотекущий «ремонт» на СРЗ-35 в Росте (Мурманск).

Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, другую – с «Адмиралом Горшковым»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни» Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни»

Интервью с Валентином Юмашевым, зятем Бориса Ельцина, о событиях конца 1999 года

Дилетант
Ликвидность на бумаге Ликвидность на бумаге

Почему в банковской системе России сохраняется структурный профицит ликвидности

Ведомости
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму

Как избежать «семейных» конфликтов на работе

Forbes
Как грабили Зимний Как грабили Зимний

Что стало с культурными ценностями после штурма Зимнего дворца в 1917?

Дилетант
Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

Ведомости
Взрывной характер Взрывной характер

«Оппенгеймер»: дебаты о коммунизме, квантовая физика и охота на ведьм

Дилетант
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
Кто же все-таки виноват Кто же все-таки виноват

«Переходный возраст» — сериал, который только вышел и уже самый обсуждаемый

Weekend
Библиотекам подключат рекомендации Библиотекам подключат рекомендации

Как помочь библиотекам выявлять нарушающие законы издания?

Ведомости
Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских

Причины, по которым модельеры отказываются от глубоких карманов в женской одежде

ТехИнсайдер
Стартапам перепало Стартапам перепало

Российский рынок венчурных инвестиций начал восстанавливаться

Деньги
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Остановить внутреннего паникера Остановить внутреннего паникера

Как утихомирить внутреннего тревожного паникера: советы от психотерапевтов

Psychologies
Инвесторы ловят дно Инвесторы ловят дно

Инвесторы ищут возможность заработать на падающем рынке

Ведомости
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Режьте на здоровье: как выбрать правильный секатор для сада Режьте на здоровье: как выбрать правильный секатор для сада

Как выбрать механический секатор, чтобы меньше вреда растениям

ТехИнсайдер
Как перестать повторять одни и те же ошибки: советы психолога Как перестать повторять одни и те же ошибки: советы психолога

Почему мы возвращаемся к старым ошибкам и как выйти из замкнутого круга?

VOICE
Своей иранской тропой Своей иранской тропой

Современный Иран надеется сохранить государство и суверенитет

Монокль
Коллеги, не ссорьтесь! Коллеги, не ссорьтесь!

Какие могут быть эффективные способы разрешения у разных рабочих конфликтов?

Лиза
Премьеры отменяются Премьеры отменяются

Темпы выхода новых проектов девелоперов замедляются

Деньги
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Модный этикет Модный этикет

О том, какие сегодня существуют правила дресс-кода и надо ли их соблюдать

Grazia
«Пройти процесс самопознания»: как через смыслы найти свою мотивацию в бизнесе «Пройти процесс самопознания»: как через смыслы найти свою мотивацию в бизнесе

Как найти мотивацию и смысл в своей деятельности

Forbes
Вечерний спорт влияет на продолжительность сна Вечерний спорт влияет на продолжительность сна

Тренировки перед сном сильнее сказываются на состоянии сна, чем считалось ранее

ТехИнсайдер
Цена возрождения Цена возрождения

Как восстанавливали экономику СССР после Великой Отечественной войны

Деньги
Движение вверх Движение вверх

Почему современные мегаполисы должны делать ставку на вертикальный рост?

Ведомости
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Открыть в приложении