История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы ВМС Индии XXI века

Юрий Каторин

В 1986 году Индия достигла соглашения с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес». После ремонта на английской верфи в 1987 году он вошел в состав индийского флота под названием «Вираат». Водоизмещение – 23900/28700 т; основные размерения: 226,9 × 48,8 × 8,7 м.; скорость – 28 узлов; экипаж – 1350 (143) чел. Вооружение: 12 SEA HARRIER, 6 SEA KING, 4 KA-31; 2 ЗРК/ЗАК «Каштан»; 2 × 8 УВП BARAK.

В 1993-м в результате тяжелой аварии было затоплено машинное отделение корабля. Ремонт продолжался до 1995 года, в ходе ремонта корабль получил новый усовершенствованный тип радара. В 2002 году были установлены новые комплексы ПВО, закупленные в России и Израиле. Единственный действующий авианосец «Вираат» оставался в строю боевых кораблей Индии до 2017 года, пока ВМФ не получил новый авианесущий корабль. 6 марта 2017 года «Вираат», являясь старейшим авианосцем в мире из находившихся в строю, неся службу более 57 лет, был официально выведен из боевого состава ВМС Индии. Церемония прошла на территории военно-морской верфи в Мумбаи.

Церемония последнего спуска флага на авианосце «Вираат». 06.03.2017

Индия уже давно планировала ввести в строй новый авианосец. Находящийся на вооружении «Вираат» безнадежно устарел и был намечен к списанию до 2012–2013 года. К этому времени необходимо было получить другой авианесущий корабль. В 1988 году французы изучали возможность заключения контракта с Индией на постройку авианосца водоизмещением 28 тыс. т для замены уж совсем древнего «Викранта» (спущен на воду 22 сентября 1945 года). В прессе сообщалось, что велись переговоры с Украиной о приобретении недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», однако сделка не состоялась. Отказались индийцы и от покупки французского «Клемансо», что позволило Бразилии остаться в «авианосном клубе» (см. НиТ № 6, 2016 г.). Выбор был сделан в пользу российского корабля – как более нового. В феврале 1998 года в прессе мелькнуло сообщение о подписании контракта на приобретение в России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Прежде чем принять окончательное решение, индийская военная делегация посетила Северный флот и проинспектировала состояние корабля, который в 1995 году был передан в резерв.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

В 1975–1987 годах в состав ВМФ СССР вошли авианесущие корабли типа «Киев» (пр. 1143–1143.4, «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»), классифицированные как «тяжелые авианесущие крейсера» (ТАВКР). Корабль объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца. Он имел два варианта авиапарка: при двух спасательных вертолетах и двадцати СВВП Як-38 или такое же количество противолодочных вертолетов Ка25ПЛ. Второй вариант являлся чисто противолодочным, и потому корабль мог бы называться противолодочным вертолетоносцем, тем более что он имел мощное противолодочное вооружение вплоть до комплекса ПЛО «Вихрь». (см. т. 3 «Авианосцы “холодной войны”»).

Четвертый корабль серии (пр. 1443.4) несколько отличался от предыдущих, это был ТАВКР «Баку». Его основные тактико-технические характеристики: водоизмещение – 44500 т, длина – 274 м, ширина – 32,7 м, осадка – 10 м, размеры полетной палубы: 189 × 20,7 м, скорость – 32 узла, мощность котлотурбинной силовой установки – 200 тыс. л. с., дальность плавания – 13500 миль. Вооружение: 36 летательных аппаратов (самолеты ВВП Як-38, вертолеты Ка-25 или Ка-27, предназначенные, в зависимости от модификации, для противолодочной обороны, дальнего радиолокационного дозора или поисково-спасательных операций).

Одной из причин вывода их из боевого состава флота этих кораблей называлось снятие с вооружения, честно говоря, не слишком удачных самолетов Як-38. Однако ничто не мешало переквалифицировать эти корабли в крейсера-вертолетоносцы, что, кстати, и было сделано с «Баку», который переименовали 4 октября 1990 года в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, оптимизированную для решения задач ПВО, другую – с «Адмиралом Горшковым» – для задач ПЛО. Не вышло, 3 февраля 1992 года на крейсере «Адмирал Горшков» случился пожар, после чего корабль стал в вялотекущий «ремонт» на СРЗ-35 в Росте (Мурманск).

Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, другую – с «Адмиралом Горшковым»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Иностранцы на входе Иностранцы на входе

Как разрабатываются механизмы возвращения иностранного бизнеса в Россию

Ведомости
«Тётя Аврора» вылетела в три часа… «Тётя Аврора» вылетела в три часа…

Я как безумный метался и думал: мы или они? Мы или они?

Дилетант
Даниил Воробьев Даниил Воробьев

Встречайте — Даниил Воробьев, у которого почти сто работ в кино

Караван историй
Миль во всём мире Миль во всём мире

История одной вертолётной семьи

Дилетант
Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли

Ученые воспроизвели важный нервный путь, из-за которого человек чувствует боль

ТехИнсайдер
Жизнь на свободную тему Жизнь на свободную тему

Как вырастить ребенка уверенным, жизнерадостным и устойчивым?

Psychologies
Что вас бесит больше всего: психологический тест с выбором картинки Что вас бесит больше всего: психологический тест с выбором картинки

Пройдите тест и узнайте, от чего может исходить ваша агрессия!

ТехИнсайдер
Конкуренты Конкуренты

Какими они были, конкуренты герцога Нормандского?

Дилетант
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
Эффект Дидро: почему одна покупка тянет за собой другую, и как перестать тратить лишнее? Эффект Дидро: почему одна покупка тянет за собой другую, и как перестать тратить лишнее?

Почему мы попадаем в ловушку эффекта Дидро?

VOICE
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
Каждая десятая Каждая десятая

Об эндометриозе, его симптомах и способах справиться с болезнью

VOICE
Почему зевать — опасно? Узнайте интересные факты и мнение специалистов Почему зевать — опасно? Узнайте интересные факты и мнение специалистов

Почему сонливость и зевота — опасны?

ТехИнсайдер
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов

Медицинские драмы переживают новую волну популярности! А вот их подборка

Forbes
Отложенный дефицит: чем чреват отказ нанимать джунов Отложенный дефицит: чем чреват отказ нанимать джунов

Почему отказ нанимать джунов — перспектива новой волны нехватки кадров

Forbes
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Снаряды против пушек Снаряды против пушек

Даже в первый год Великой Отечественной войны в СССР проходили соревнования

Ведомости
6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить 6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить

Как предотвратить изменение цвета простыней

VOICE
Оказывается, пассажиров с гипсом могут не пустить в самолет: вот что нужно знать Оказывается, пассажиров с гипсом могут не пустить в самолет: вот что нужно знать

С какими нюансами можно столкнуться в аэропорту, если быть с гипсом

ТехИнсайдер
RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок

Процедуры, которые помогут скорректировать фигуру в короткие сроки

Здоровье
«Спонсоров важно вовлекать в процесс» «Спонсоров важно вовлекать в процесс»

Татьяна Кочарян о спонсорских доходах и работе со зрителями баскетбола

Ведомости
Колоссального кальмара впервые сняли на видео в естественной среде обитания Колоссального кальмара впервые сняли на видео в естественной среде обитания

Как удалось запечатлеть колоссального кальмара в родных для него глубинах океана

N+1
12 способов продлить молодость 12 способов продлить молодость

Рекомендации для того, чтобы увеличить шансы прожить дольше

Лиза
Изобретая наследие Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Эксперт
Открыть в приложении