История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы ВМС Индии XXI века

Юрий Каторин

В 1986 году Индия достигла соглашения с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес». После ремонта на английской верфи в 1987 году он вошел в состав индийского флота под названием «Вираат». Водоизмещение – 23900/28700 т; основные размерения: 226,9 × 48,8 × 8,7 м.; скорость – 28 узлов; экипаж – 1350 (143) чел. Вооружение: 12 SEA HARRIER, 6 SEA KING, 4 KA-31; 2 ЗРК/ЗАК «Каштан»; 2 × 8 УВП BARAK.

В 1993-м в результате тяжелой аварии было затоплено машинное отделение корабля. Ремонт продолжался до 1995 года, в ходе ремонта корабль получил новый усовершенствованный тип радара. В 2002 году были установлены новые комплексы ПВО, закупленные в России и Израиле. Единственный действующий авианосец «Вираат» оставался в строю боевых кораблей Индии до 2017 года, пока ВМФ не получил новый авианесущий корабль. 6 марта 2017 года «Вираат», являясь старейшим авианосцем в мире из находившихся в строю, неся службу более 57 лет, был официально выведен из боевого состава ВМС Индии. Церемония прошла на территории военно-морской верфи в Мумбаи.

Церемония последнего спуска флага на авианосце «Вираат». 06.03.2017

Индия уже давно планировала ввести в строй новый авианосец. Находящийся на вооружении «Вираат» безнадежно устарел и был намечен к списанию до 2012–2013 года. К этому времени необходимо было получить другой авианесущий корабль. В 1988 году французы изучали возможность заключения контракта с Индией на постройку авианосца водоизмещением 28 тыс. т для замены уж совсем древнего «Викранта» (спущен на воду 22 сентября 1945 года). В прессе сообщалось, что велись переговоры с Украиной о приобретении недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», однако сделка не состоялась. Отказались индийцы и от покупки французского «Клемансо», что позволило Бразилии остаться в «авианосном клубе» (см. НиТ № 6, 2016 г.). Выбор был сделан в пользу российского корабля – как более нового. В феврале 1998 года в прессе мелькнуло сообщение о подписании контракта на приобретение в России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Прежде чем принять окончательное решение, индийская военная делегация посетила Северный флот и проинспектировала состояние корабля, который в 1995 году был передан в резерв.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

В 1975–1987 годах в состав ВМФ СССР вошли авианесущие корабли типа «Киев» (пр. 1143–1143.4, «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»), классифицированные как «тяжелые авианесущие крейсера» (ТАВКР). Корабль объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца. Он имел два варианта авиапарка: при двух спасательных вертолетах и двадцати СВВП Як-38 или такое же количество противолодочных вертолетов Ка25ПЛ. Второй вариант являлся чисто противолодочным, и потому корабль мог бы называться противолодочным вертолетоносцем, тем более что он имел мощное противолодочное вооружение вплоть до комплекса ПЛО «Вихрь». (см. т. 3 «Авианосцы “холодной войны”»).

Четвертый корабль серии (пр. 1443.4) несколько отличался от предыдущих, это был ТАВКР «Баку». Его основные тактико-технические характеристики: водоизмещение – 44500 т, длина – 274 м, ширина – 32,7 м, осадка – 10 м, размеры полетной палубы: 189 × 20,7 м, скорость – 32 узла, мощность котлотурбинной силовой установки – 200 тыс. л. с., дальность плавания – 13500 миль. Вооружение: 36 летательных аппаратов (самолеты ВВП Як-38, вертолеты Ка-25 или Ка-27, предназначенные, в зависимости от модификации, для противолодочной обороны, дальнего радиолокационного дозора или поисково-спасательных операций).

Одной из причин вывода их из боевого состава флота этих кораблей называлось снятие с вооружения, честно говоря, не слишком удачных самолетов Як-38. Однако ничто не мешало переквалифицировать эти корабли в крейсера-вертолетоносцы, что, кстати, и было сделано с «Баку», который переименовали 4 октября 1990 года в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, оптимизированную для решения задач ПВО, другую – с «Адмиралом Горшковым» – для задач ПЛО. Не вышло, 3 февраля 1992 года на крейсере «Адмирал Горшков» случился пожар, после чего корабль стал в вялотекущий «ремонт» на СРЗ-35 в Росте (Мурманск).

Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, другую – с «Адмиралом Горшковым»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей

Почему интеллектуальная собственность так недооценивается?

Наука и техника
Почему оливковое масло считается полезным Почему оливковое масло считается полезным

8 главных преимуществ оливкового масла для здоровья

ТехИнсайдер
Китайское техно Китайское техно

Краткая история технологического идеализма

ТехИнсайдер
Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне

Лето не за горами: пора определяться с локацией для нового путешествия

Maxim
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Раскрывая тайны Древнего Египта Раскрывая тайны Древнего Египта

СПбГУ уже 140 лет готовит уникальных специалистов — египтологов

Санкт-Петербургский университет
«Отсутствие масштабных идей сдерживает приток инвестиций» «Отсутствие масштабных идей сдерживает приток инвестиций»

На чьи деньги стоит рассчитывать российским стартапам

Эксперт
Бастарды и байстрюки Бастарды и байстрюки

На что имел право незаконнорождённый ребёнок в Средние века?

Дилетант
3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее 3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее

Подборка историй людей, которые двигают прогресс

ТехИнсайдер
Денис Шевченко Денис Шевченко

Сентиментальный твист и «Новая Академия» в квартире Дениса Шевченко

Собака.ru
Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли

Ученые воспроизвели важный нервный путь, из-за которого человек чувствует боль

ТехИнсайдер
Щедры на дивиденды Щедры на дивиденды

Какие компании в этом году поделятся прибылью с акционерами

Деньги
11 пород собак, которых больше не существует 11 пород собак, которых больше не существует

11 примеров собак, которые больше не ходят по земле

ТехИнсайдер
Искоренить фальсификат Искоренить фальсификат

Методики проверки, испытаний, идентификации продукции нужно совершенствовать

Агроинвестор
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха

Премьерный балет «Две Анны» – посвящение двум великим женщинам Серебряного века

Grazia
Читай Читай

5 захватывающих графических романов

VOICE
Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила» Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила»

Главный редактор рассказала о юбилейных проектах и работе редакции «Лизы»

Лиза
От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели

Ключевые работы Зураба Церетели, без которых сложно представить облик городов

Forbes
Перекресток предубеждений Перекресток предубеждений

Пол не определяет ни компетентность, ни лидерский талант

Ведомости
Настоящее SPAсение Настоящее SPAсение

Какие spa-процедуры от стресса сегодня востребованы?

Лиза
Тайваньские макаки поохотились на пчел-листорезов Тайваньские макаки поохотились на пчел-листорезов

Макаки в ботаническом саду Фушань ловят и едят пчел-листорезов

N+1
Полевой роман Полевой роман

1943 г.: лыжные гонки с гранатами и футбольный матч в освобожденном Сталинграде

Ведомости
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Рома Peeks Рома Peeks

Рома Peeks рисует порцию кидкорных ковров и раскрывает этимологию фамилии

Собака.ru
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира

Canton Tower – самый высокий гиперболоид мира

ТехИнсайдер
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us

Что именно выделяет «Одних из нас» на фоне других сериалов на подобную тематику

Правила жизни
Гости из настоящего и будущего Гости из настоящего и будущего

Столичная туриндустрия укрепляет свои позиции как драйвера развития Москвы

Ведомости
Открыть в приложении