Как на Украине меняли правительство и что из этого вышло

ОгонёкОбщество

Перезагрузка проблем

Как на Украине меняли правительство и что из этого вышло

Юрий Ткачев, Одесса

Президент Зеленский огласил претензии к работе Кабмина на заседании парламента. Фото Reuters

О возможной отставке премьерминистра Украины Алексея Гончарука и возглавляемого им Кабмина поговаривали уже давно — после появления первых социологических опросов, свидетельствующих о стойком падении рейтингов новой власти еще в конце осени 2019 года. Разговоры поначалу выглядели несколько странно: вроде при инаугурации правительства ему был гарантирован как минимум год стабильной работы, к тому же все помнили эйфорию по поводу «новых свежих лиц» и оптимистичных ожиданий «старта реформ». Впрочем, ситуация быстро и не в лучшую сторону менялась, а вместе с этим крепли ощущения неизбежного: у президента Зеленского просто не останется другой возможности исправить положение, кроме как сменив главу и повесив на Кабинет министров ответственность за «несбывшиеся мечты».

Ощущения переросли в уверенность после другого важного кадрового решения: смены главы Офиса президента (об этом «Огонек» подробно рассказывал в публикации «Кто ближе к телу» в № 7). А в последнюю неделю февраля о готовящейся смене премьера и состава Кабмина заговорили уже предметно — с обсуждением персоналий возможных кандидатов на высокие должности в публичном поле. Начало этому обсуждению положила известный политический обозреватель Соня Кошкина, опубликовавшая в возглавляемом ею издании «Левый берег» заметку о том, что Гончарука решили сменить на Сергея Тигипко — бывшего лидера партии «Сильная Украина» и вице-премьера при Януковиче. По ее словам, решение о назначении Тигипко утверждено «на 99 процентов».

К данной публикации, правда, многие отнеслись скептически и, как показала практика, не зря. Однако сама мысль о том, что перспектива отставки Гончарука стала из гипотетической вполне реальной, вошла в общественно-политическую дискуссию на Украине именно после этого. В начале марта стало известно и имя наиболее вероятного кандидата в премьеры: на эту должность большинство осведомленных обозревателей прочили вице-премьера и министра развития территорий Дениса Шмыгаля.

Впрочем, интрига сохранялась до последнего: до вечера 3 марта, когда спикер Верховной рады Разумков заявил о поступлении в аппарат парламента заявления об отставке Гончарука. Дело в том, что просто уволить премьера ни Зеленский, ни Верховная рада не могли: у Кабмина был годовой «иммунитет» от подобных решений, так что для перезагрузки власти требовалось именно заявление Гончарука об отставке. Его он (в теории) мог и отказаться написать. Но и после этого финальной развязки ждали еще сутки — до самого момента голосования за отставку Кабмина и назначения нового премьера, поскольку формат перемен оставался неясным. Допускалось, что Зеленский не решится пойти на масштабные кадровые решения и предпочтет отделаться малой кровью, например ограничится заменой нескольких наиболее оскандалившихся министров, сохранив «рамку» Кабмина в целом. Но малой кровью не обошлось.

За что сняли Гончарука?

Как это часто бывает в украинской политике, роспуск Кабмина произошел не по какойто одной конкретной причине, а из-за комплекса факторов как публичного, так и непубличного свойства. Главное, пожалуй, это все-таки непопулярность Гончарука в народе. Незадолго до отставки премьера Украинский центр экономических и политических исследований им. Александра Разумкова показал: Кабмину не доверяют 64,5 процента граждан Украины, а в сентябре 2019 года таких было лишь 21,8 процента. Хуже того: упал и рейтинг самого Владимира Зеленского: число доверяющих ему сократилось с 79,4 процента опрошенных в сентябре до 51,5 процента в феврале. И это понятно: по сути, вся политическая власть в стране сосредоточена вокруг фигуры Зеленского, и неудачи любых органов этой власти так или иначе будут сказываться и на его популярности.

В своем выступлении в Верховной раде перед голосованием за отставку Кабмина президент Зеленский перечислил претензии к правительству: проблемы с наполняемостью бюджета из-за непредсказуемого изменения курса гривны, спад промышленного производства, низкий уровень доходов граждан, в первую очередь пенсионеров, рост задолженностей по зарплатам, отсутствие обещанного снижения тарифов на коммунальные услуги и так далее. Прошелся Зеленский и по отдельным направлениям. Досталось, в частности, таможне (которая, по словам Зеленского, должна собирать деньги в бюджет, а не лайки в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), здравоохранению в связи с чрезмерным форсированием второго этапа медреформы, к которому не готовы ни власть, ни сами медучреждения («Куда мы спешим и летим? С таким подходом реформа летит в стену!»), а также правоохранителям, которых Зеленский упрекнул в отсутствии результатов расследования резонансных уголовных дел и ярких успехов в борьбе с коррупцией («У нас уже шесть органов, чтобы обеспечить порядок. Скоро будет семь нянек, у которых дитя без глазу».) Зеленский пообещал подарить правоохранителям календарь (намекая на срок, в течение которого им не удалось добиться ярких успехов) и Уголовный кодекс.

Однако и непубличные факторы также сыграли свою роль. Как уже писал «Огонек» (см. материал «Разброд и влияние» в №1), власть на Украине до недавнего момента делили между собой несколько влиятельных группировок, связанных как с внутриукраинскими (вроде олигархов Игоря Коломойского и Виктора Пинчука или министра внутренних дел Арсена Авакова), так и с внешними игроками. Гончарук был классическим представителем как раз «внешней» группы влияния, ориентированной на западные грантовые фонды и стоящие за ними фигуры. Однако у нового главы администрации Зеленского Андрея Ермака определенно имелось иное представление о желательном составе «акционеров» проекта «Слуга народа»: в частности в этот список предполагалось включить еще одного олигарха, Рината Ахметова.

Ахметов нужен Зеленскому (а точнее, Ермаку) сразу по нескольким причинам. Во-первых, его можно рассматривать как своеобразную антитезу Коломойскому, чьи амбиции в плане влияния на происходящее в государстве «напрягают» уж слишком многих. («В отличие от Коломойского Ахметов вообще не выступает с заявлениями политического характера, не говоря уже о скандальных»,— считает политолог Вадим Карасев.) С другой стороны, Ахметов не завязан напрямую на Вашингтон, а точнее на Демократическую партию США, как тот же Пинчук. С третьей стороны, дружба с Ахметовым, все еще имеющим определенное влияние на Донбассе, важна для Зеленского, не без оснований считающего урегулирование кризиса на востоке страны своей ключевой задачей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Старые рецепты работать не будут» «Старые рецепты работать не будут»

Можно ли выйти из экономического шторма, ничего не изменив

Огонёк
«Вкусные» запахи «Вкусные» запахи

Существует ли связь между ароматом духов и нашими предпочтениями в еде

Здоровье
Подлинный Пестель Подлинный Пестель

Раритетный портрет Павла Ивановича Пестеля

Дилетант
В гуще народной жижи В гуще народной жижи

Ученые проводят первое масштабное изучение российской грязи

Огонёк
Строитель единой Руси? Строитель единой Руси?

Деспотическая вертикаль Батыя на века осталась в управлении Московского царства

Дилетант
План моментальной пропаганды План моментальной пропаганды

Что мы делаем с памятниками и что памятники делают с нами

Огонёк
Зубчик даю! Зубчик даю!

Останешься цел, если овладеешь секретным рецептом

Огонёк
Обыкновенный фашизм: каким получился «Заговор против Америки» — антиутопия про США, ставшие союзниками Третьего рейха Обыкновенный фашизм: каким получился «Заговор против Америки» — антиутопия про США, ставшие союзниками Третьего рейха

На HBO и Amediateka выходит новый проект Дэвида Саймона

Esquire
Метод: “Сознание – всадник, бессознательное – лошадь” Метод: “Сознание – всадник, бессознательное – лошадь”

Метод, который заслужил неоднозначную славу

Psychologies
«Сейчас — облом обломович!» «Сейчас — облом обломович!»

Интервью с лидером фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергеем Мироновым

Огонёк
Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться

Порой лучше отказаться от помощи, чем возобновить общение с людьми из прошлого

Cosmopolitan
Нет начёсу! 9 неудачных причесок, из-за которых мы выглядим старше своих лет Нет начёсу! 9 неудачных причесок, из-за которых мы выглядим старше своих лет

Неудачная прическа может нас "состарить" на 10 и даже больше лет

Cosmopolitan
Как Вайнштейн раскрепостил Фемиду Как Вайнштейн раскрепостил Фемиду

Лезвие меча Фемиды острое с двух сторон

СНОБ
Календарь Календарь

Календарь на все три месяца весны

Seasons of life
Один дома Один дома

В каком возрасте можно оставлять ребенка одного или отпускать в школу?

Лиза
Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов

Пираты — это не нечто южное, одноногое и с попугаем на плече

Maxim
Проучим этих «наглых янки». Сможет ли Россия выиграть в мировой нефтяной войне Проучим этих «наглых янки». Сможет ли Россия выиграть в мировой нефтяной войне

Нефтяные котировки рухнули сразу на 30%, это стало самым большим падением

СНОБ
Мастера изоляции: как организована жизнь на МКС Мастера изоляции: как организована жизнь на МКС

Восемь фактов о буднях работников самого высокого офиса человечества

GQ
Дунайские байки Дунайские байки

Чем так хорош венский технический музей

Мото
Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца» Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца»

Результат эксперимента может объяснить, что происходит внутри нейтронных звезд

Популярная механика
Банкинг с подвохом Банкинг с подвохом

Не дай навязать себе обманом ненужную финансовую услугу

Лиза
Сергей Кемпо: Мейер Сергей Кемпо: Мейер

Отрывок из книги, посвященной режиссеру Всеволоду Мейерхольду

СНОБ
Миллиарды для «Яндекса» и риск ухода Apple: к чему приведет обязательная установка российских приложений на смартфоны Миллиарды для «Яндекса» и риск ухода Apple: к чему приведет обязательная установка российских приложений на смартфоны

Samsung, Huawei и Xiaomi согласились исполнять новый закон

Forbes
Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы

Два года назад Тара Вестовер написала мемуары о жизни в семье мормонов

Forbes
Восьмимесячные младенцы освоили служебные слова Восьмимесячные младенцы освоили служебные слова

Маленькие дети могут различить в языке служебные слова

N+1
Жутко интересно: 5 самых мистических гостиниц Жутко интересно: 5 самых мистических гостиниц

Эти места идеальных для путешественников, которые жаждут адреналина

Популярная механика
Учителя йоги: система ценностей Учителя йоги: система ценностей

Опытные мастера рассказывают о своих правилах жизни

Yoga Journal
Тяжесть положения Тяжесть положения

Василий Артемьев выводит отечественное регби на вселенский уровень

Tatler
Играет в защите Играет в защите

Обсуждаем важные вопросы фем-повестки с Элизабет Мосс

Grazia
«Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны «Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны

Интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы

Forbes
Открыть в приложении