Луч надежды
Так исторически сложилось, что в области сложного медицинского оборудования – как терапевтического, так и диагностического – наша страна никогда не была в лидерах, осваивая в лучшем случае лицензионную сборку из иностранных компонентов. При российских масштабах и потребности в качественном здравоохранении это ситуация, которую стоило бы изменить. И она меняется.
Приоритетным направлением является, конечно, создание российского медоборудования для диагностики и лечения самых опасных заболеваний. Вот пример: в компании «Русатом Хэлскеа», входящей в структуру госкорпорации «Росатом», в течение двух лет ведется работа над аппаратом «Оникс» – комплексом для лучевой терапии злокачественных опухолей. Лучевая терапия наряду с хирургией и химиотерапией относится к основным методам борьбы с тяжелым недугом.
Чего нам не хватает?
Согласно статистике, лучевая терапия (в том числе в сочетании с хирургией и химиотерапией) показана 60% онкологических больных, а потребность в аппаратах – 1 единица на 300 тысяч населения. Печально, но, по современным оценкам, в российских клиниках ощущается 50–70-процентная нехватка требуемого оборудования, а то, что есть, зачастую морально устарело и не использует новейшие технологические достижения в этой сфере. Задача создателей аппарата «Оникс» – обеспечить российское здравоохранение установкой, которая будет дешевле, чем аналоги от именитых иностранных конкурентов, но при этом сможет обеспечивать терапию на самом современном уровне.
Целительная радиация
Базовый принцип работы аппарата довольно прост: опухоль «обстреливается» потоком фотонов высоких энергий. В результате их воздействия в тканях высвобождаются свободные электроны, которые ионизируют атомы окружающей среды и разрушают ДНК раковых клеток, что приводит к прекращению их размножения и постепенной гибели. Тут сразу возникает вопрос: а что же здоровые клетки, оказывающиеся на пути к опухоли? Для их ДНК воздействие излучением проходит бесследно? Разумеется, нет. Для того чтобы победить вредоносные клетки и нанести минимальный урон здоровым тканям, создается весьма сложная и дорогостоящая конструкция. В ходе сеанса терапии луч оббегает вокруг лежащего на столе тела пациента, обстреливая опухоль с разных углов. В результате максимальная доза облучения концентрируется именно в опухоли, а здоровые ткани подвергаются существенно меньшему воздействию. «Часто ДНК здоровых клеток тоже страдает, – объясняет руководитель проекта «Оникс» Татьяна Крылова, – однако, особенно при сохранении в целости одной из спиралей ДНК, нормальные клетки способны восстановиться (этот процесс называется репарацией), а у клеток опухоли потенциал к восстановлению значительно меньше».
Часовая механика
Чтобы добиться точного воздействия на опухоль, которая зачастую имеет небольшие размеры), необходимо, чтобы излучающая головка была установлена на вращающейся с прецизионной точностью конструкции, которая называется гантри. «Гантри имеет массу около тонны, – говорит Татьяна Крылова. – Собирая экспериментальный образец "Оникса", мы были обеспокоены тем, сумеем ли добиться нужной точности при расчетах, проектировании и изготовлении конструкции. Для нормальной работы устройства требуется, чтобы виртуальный центр вращения гантри в процессе работы не смещался более чем на 1 мм. Наши опасения оказались напрасными: максимальное отклонение составило лишь 0,3 мм».