Разбор пернатых
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершает расследование «кукурузного инцидента» — аварийной посадки на поле пассажирского аэробуса в подмосковном Раменском. Виновниками драматического происшествия названы птицы. «Огонек» разузнал, почему безопасность полетов оставляет желать много лучшего, а также каких птиц и каких сезонов следует особо опасаться в России.
Озерные чайки, пустельга и стрижи — вот главные опасности, с которыми в России сталкиваются самолеты, причем в самом буквальном смысле. У ученых есть даже термин на этот случай — «самолетоопасные птицы», и число таковых с каждым годом растет. При этом конец лета и осень считаются на территории России самым опасным периодом для авиации — сначала в небо поднимаются тучи молодых неопытных птиц, а затем огромное количество пернатых берет курс на юг.
Именно стая озерных чаек столкнулась с Airbus A321–211 «Уральских авиалиний», который следовал в Симферополь 15 августа прошлого года. Птицы попали в оба двигателя самолета, после чего он начал падать, и пилотам чудом удалось посадить его на поле. Ученые установили, что столкнувшиеся с самолетом птицы следовали своим обычным маршрутом: чайки ночуют на озере с одной стороны аэродрома, а кормиться перелетают в аккурат через территорию Жуковского, на свалку, расположенную с другой стороны, всего в двух километрах от взлетно-посадочной полосы. С тех пор был принят целый ряд мер, чтобы свалку закрыть. Более того, на днях замглавы «Российского экологического оператора» Алексей Макрушин заявил, что, согласно проекту федеральной схемы обращения с отходами, планируется перенести 169 свалок и пунктов сортировки ТБО, находящихся ныне возле аэропортов в РФ, и это обойдется бюджету в 70 млрд рублей.
— На самом деле количество столкновений с птицами и тяжесть повреждения самолетов при авиационных инцидентах растет по всему миру,— рассказывает «Огоньку» заведующая лабораторией экологии и управления поведением птиц Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Ольга Силаева.— Связано это с целым рядом причин, прежде всего — с возрастающим числом полетов по всему миру и увеличивающимися скоростями воздушных судов. Чем больше скорость — тем серьезней ущерб при столкновении даже с небольшой птицей. К тому же сегодня из-за конструкционных особенностей новых самолетов звуковая волна от работающих двигателей уходит назад, а раньше она распространялась преимущественно вперед и отпугивала птиц.
Специалисты Института им. Северцова уже много лет занимаются авиационной орнитологией. Проводят эколого-орнитологическое обследование территорий аэропортов, а также определяют вид птицы, ставшей участницей инцидента. Сегодня выпущено довольно много регламентирующих циркуляров, связанных с орнитологической безопасностью полетов, но основной документ не менялся с 1988 года. По нему, в частности, надлежит расследовать только те случаи, когда были причинены повреждения самолету.
Поэтому в отчеты до последнего времени попадали только такие инциденты. Если же птица, грубо говоря, оказывалась размазанной по борту, ее останки аккуратно смывали из шланга, и на этом происшествие зачастую было исчерпано.
Но в любом случае очевидно: количество опасных встреч в небе растет год от года. Так, по данным Росавиации, в 2019‑м было получено 946 сообщений о столкновении самолетов с птицами против 927 случаев в 2018 году. Даже в 2020‑м, пришедшемся на пандемию, из-за которой резко сократились авиаперевозки, к сентябрю все равно было зафиксировано 603 сообщения. Учитывая, что рано или поздно авиасообщение снова пойдет в рост, тенденция настораживает.
К тому же в России, как и в других странах, конечно, есть проблемные аэропорты: чаще всего происшествия с птицами случаются во Владикавказе, Абакане, Калининграде, Махачкале и Минеральных Водах.
Птичий базар
Интересно, что год от года увеличивается и количество видов птиц, с которыми самолеты сталкиваются. Так, в последнее время на территории России частыми виновниками воздушных инцидентов становились пичуха, которая обитает обычно в парках, иволга (живет в лесной полосе) и даже… летучая мышь.
— Недавно мы делали экспертизу ДНК и выяснили, что с воздушным судном столкнулась летучая мышь рыжая вечерница, совсем небольшое существо, которое весит от 40 до 70 граммов,— говорит Ольга Силаева.— При этом она в буквальном смысле разворотила самолету локатор, так что потребовался серьезный ремонт. Ущерб от столкновения вообще далеко не всегда связан с весом птицы. Сильные повреждения могут причинить и мелкие птицы, в частности стрижи и ласточки. Чаще всего птиц засасывает в двигатель, повреждаются также предкрылки и обшивка обтекателя радиолокационной станции воздушных судов. Например, стрижи летают с огромной скоростью — до 120 км/ч, а свои стайные воздушные перемещения совершают на высотах 150–300 метров. Именно на этих высотах чаще всего во время взлетов и посадок и происходят столкновения.
Иногда на территорию аэропортов залетают ценные краснокнижные виды, а иногда — птицы совсем из других регионов. Например, в Пулкове однажды нашли чрезвычайно редкую горихвостку-чернушку, которая обычно гнездится в европейских Альпах. В московском Шереметьеве в последнее время были замечены серая куропатка, пустельга, чибис, обыкновенный канюк и грач. С чем связано подобное разнообразие, ученые однозначно сказать не могут. Возможно, дело в нарушении традиционных экологических сообществ на огромных территориях. Или просто в том, что эту проблему более пристально стали изучать недавно.
При этом абсолютным лидером по количеству столкновений много лет являются представители семейства чайковых — они сегодня становятся виновниками 35 процентов аварий. Эти птицы оттеснили на второе место воробьиных, занимавших верхнюю строчку в 1960‑е. Во многом это связано с тем, отмечают специалисты, что чайки так приспособились жить на свалках мегаполисов, что постепенно превратились в городскую птицу. Они научились гнездиться на крышах, перестали мигрировать, благо корм для них есть круглый год.