Чем опасен государственный протекционизм в кино

ОгонёкРепортаж

«Кучу фильмов сожгли в топке»

Доля зрителей российского кино в 2018 году увеличилась, при этом общие доходы кинорынка уменьшилась на 6–7 процентов. Председатель совета ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин объяснил «Огоньку», чем опасен государственный протекционизм в кино и почему киносообщество вступилось за мультфильм «Королевский корги»

Беседовал Андрей Архангельский

«Гурвинек: волшебная игра» прославился, но не совсем так, как планировалось. Фото киностудия им. М. Горького

Расчистка экранов ради российских премьер уже стала рутиной. Почему столь резкую реакцию киносообщества вызвала именно история с «Королевским корги»?

— Тут важно, что история возникла всего за неделю до начала проката. Любая киносеть заранее планирует прокат на каникулы или праздники. Взрослым зрителям мы предложим такое кино, детям — такое и так далее. Никто из представителей киносетей не был против того, чтобы поставить «Гурвинека» на ту же дату (7 марта), что и «Королевского корги». Сегодня дети посмотрят «Гурвинека», завтра «Корги», послезавтра — «Как приручить дракона» еще раз. Не проблема. Для кинотеатра комфортная ситуация, когда у зрителя есть выбор. А когда у вас нет вообще никакого выбора, кинотеатры, естественно, «обижаются».

— Понятно, что рынок встревожен. Но поставим вопрос так: есть ли в государственном протекционизме хотя бы какое-то рациональное зерно?

Олег Березин, 
глава Ассоциации
владельцев
кинотеатров

— Ну, с точки зрения продюсера, ради которого расчищают прокат, это вовсе не выглядит абсурдно. Все вполне рационально. Количество киноэкранов в стране — ресурс ограниченный, конкуренция высокая. Если выходу картины предшествует массированная реклама, да еще в этот день в прокате больше новинок нет, это срабатывает. Сработало и с «Движением вверх», и с «Т-34». Если у вас нет выбора, остается только их и смотреть. И вроде бы все добровольно сходили, никто не заставлял… Но тем самым лишили другие фильмы шанса собрать какие-то деньги.

— Кинотеатры могут неплохо заработать на единственном фильме, как показывает пример с «Т-34», но в итоге они все равно несут убытки. Почему?

— Перенос фильмов-конкурентов на другие даты — это звучит безобидно, но на деле заставляет остальные потенциально кассовые фильмы сваливать в одну кучу. В году всего 52 недели, и «кассовых» периодов не так много. Конечно, с одной стороны, кинотеатрам все равно, на чем зарабатывать. Если бы знали, сколько «Т-34» соберет в прокате, никто бы и не переживал. В Петербурге стояли очереди в кинотеатры, все хотели попасть на «Т-34», но, с другой стороны, посмотрите, какой ценой этого добились! Помните, в конце прошлого года часть фильмов, которые могли составить конкуренцию «Т-34», перенесли на середину декабря — «Аквамена», «Гринча»… В итоге достаточно сильные зарубежные фильмы кинотеатрам пришлось свалить в кучу, хотя каждый из них мог собрать хорошую кассу. Но когда они выходят одновременно, то невольно отгрызают друг у друга прибыль. Получилось, что кучу фильмов, как я говорю, «сожгли в топке», а в начале февраля уже показывать было особо нечего.

— Самая крупная российская киносеть контролирует всего 17 процентов рынка. То есть монополии нет ни у кого. Бизнес кинотеатров довольно рискованный, на эмоциях людей, на их ожиданиях. Как я понимаю, мы имеем дело с небольшим, но вполне здоровым и конкурентным рынком.

— Да, действительно, рынок российских кинотеатров — фрагментированный. 32 процента рынка приходится на 10 крупнейших игроков — при наличии всего около тысячи операторов кинотеатров. Для сравнения: в Великобритании на три крупнейших приходится 66 процентов. При этом на нашем рынке корпоративных игроков очень мало, фактически только «Каро». Еще есть некоторое количество кинотеатров, которые принадлежат холдингу «Газпром-медиа». Еще около четверти рынка — муниципальные кинотеатры, иногда их не вполне корректно называют государственными. Все остальные — частные владельцы, предприниматели. У кого-то один кинотеатр, у кого-то — десять. Кинотеатры — классическая частная собственность, их владельцы — средний класс. У них сильно развито предпринимательское начало, они очень активные. К тому же рынок очень ограниченный; на самом деле это всего 5 тысяч экранов по стране, у каждого из них в среднем по восемь сеансов в день. Конечно, борьба идет за каждый экран, за каждый показ. И история с «Корги» важна в том смысле, что она реально объединила рынок против вмешательства Министерства культуры, точнее — против вмешательства посредством Министерства культуры.

«Королевский корги» (на фото — кадр из мультфильма) предпочел еще раз постучаться в закрытую дверь. Фото Belga Productions

— Как обычно распределяется прибыль от проданных кинотеатром билетов?

— 50 процентов от проданного билета, то есть половина суммы, остается у кинотеатра — это его доход. Часть денег остается у дистрибутора (компании-прокатчика.— «О»), часть возвращается рекламным компаниям. Наконец, примерно треть уходит продюсеру фильма. Почему он больше всего заинтересован в количестве экранов и показов? Потому что, грубо говоря, с каждого проданного кинотеатром билета получает 30 процентов. Это его доход, живые деньги. У нас средняя заполняемость кинозалов по стране — 22 зрителя на сеанс. Это совсем «в среднем» — у кого-то значительно больше, у кого-то и значительно меньше. Для кинотеатра, если в большом зале сидят 10 человек — это убыток, они не могут окупить даже затраты на этот сеанс. А для дистрибутора или продюсера 10 человек в зале — это уже доход с проката. Другой вопрос, окупятся ли при таком количестве зрителей затраты на производство фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда мне будет 55 Когда мне будет 55

Почему не принято говорить о зрелой женской сексуальности и почему это вредно

Glamour
Отели будущего. Как изменятся гостиничные бренды в эпоху жилья по €20 Отели будущего. Как изменятся гостиничные бренды в эпоху жилья по €20

За счет чего собираются выживать традиционные гостиничные сети

Forbes
Рок и судьба Рок и судьба

Танцовщица и хореограф Мелани Хэмрик о своем давнем восхищении Мариинкой

Vogue
Supra возрожденная Supra возрожденная

Японская классика возвращается спустя 17 лет и говорит теперь на немецком

Quattroruote
Восточные мудрости Восточные мудрости

Тренд на J‑Beauty — уход за кожей по японской системе — переживает ренессанс

Glamour
Пора поучиться: Топ-9 приложений с лучшими курсами Пора поучиться: Топ-9 приложений с лучшими курсами

Самые лучшие приложения для учебы на мобильном: от менеджмента до ИТ

CHIP
Белые наступают Белые наступают

Нашествие белых медведей в Арктике стало сигналом о неотвратимых изменениях

Огонёк
Редкие практики Редкие практики

Сравнительный тест Kia Ceed SW и Ford Focus

АвтоМир
Скромность не украшает? Скромность не украшает?

Действительно ли скромность — достоинство, а не порок?

Psychologies
Короли Уолл-стрит. Самые успешные трейдеры по версии Forbes Короли Уолл-стрит. Самые успешные трейдеры по версии Forbes

Заработать смогли те трейдеры, который полагаются на математические модели

Forbes
Новые кремниевые долины: 5 самых интересных городов для инвестиций в недвижимость Новые кремниевые долины: 5 самых интересных городов для инвестиций в недвижимость

Knight Frank составил список городов, наиболее привлекательных для ультрабогатых

Forbes
Эндшпиль престолов Эндшпиль престолов

14 апреля стартует финальный сезон «Игры престолов»

Maxim
Arkana появится в нужный момент Arkana появится в нужный момент

Выяснили у главного стратега французской марки в России, чего ждать дальше

Quattroruote
От авитаминоза до аллергии: как устоять перед весенними напастями? От авитаминоза до аллергии: как устоять перед весенними напастями?

Какие опасности таит весна для будущих мам

9 месяцев
Тест Alldocube X: солидный китайский планшет с дисплеем Samsung Тест Alldocube X: солидный китайский планшет с дисплеем Samsung

Планшет Alldocube X является типичным представителем устройств начального уровня

CHIP
Традиции марокканской кухни Традиции марокканской кухни

Рецепты, которые родились в сказочной стране Марокко

9 месяцев
Как создать прикольный мем онлайн прямо сейчас Как создать прикольный мем онлайн прямо сейчас

Создайте себе собственную коллекцию мемов - это делается элементарно

CHIP
Похороны Сталина из окна американского посольства напротив Кремля (видео) Похороны Сталина из окна американского посольства напротив Кремля (видео)

Это уникальная цветная кинохроника была обнаружена всего три года назад

Maxim
Игры с цифрами. Как манипулируют нефтяными прогнозами Игры с цифрами. Как манипулируют нефтяными прогнозами

Почему МЭА нельзя считать источником безоговорочного знания

Forbes
Топ-5 современных ошибок в стиле Топ-5 современных ошибок в стиле

Приемы, которые могут привести к модному фиаско

Cosmopolitan
Время женщин Время женщин

Юлия Ауг поговорила с дочерью Полиной

Собака.ru
Кирилл Шамалов выбыл из списка миллиардеров Forbes Кирилл Шамалов выбыл из списка миллиардеров Forbes

Совладелец «Сибура» Кирилл Шамалов выбыл из числа долларовых миллиардеров

Forbes
Время – деньги Время – деньги

Нюша упала в цене после декрета

StarHit
Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться» Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться»

Марина Зудина о новом этапе в карьере и отношениях с Владимиром Машковым

StarHit
Как поддерживать других? 5 провальных тактик и одна рабочая Как поддерживать других? 5 провальных тактик и одна рабочая

Как научиться помогать правильно

Psychologies
«В том, что вы не можете похудеть, виноваты не вы, а диеты» «В том, что вы не можете похудеть, виноваты не вы, а диеты»

Ивлин Трибол разработала методику интуитивного питания

Psychologies
Крестовый поход «АндерСона»: зачем детские кафе воюют с Роспотребнадзором Крестовый поход «АндерСона»: зачем детские кафе воюют с Роспотребнадзором

Основательница сети «АндерСон» хочет взыскать с Роспотребнадзора 7 млн рублей

Forbes
Будущее — в дороге: 10 впечатляющих концепт-каров Женевского автосалона Будущее — в дороге: 10 впечатляющих концепт-каров Женевского автосалона

Самые интересные концепты Женевского автосалона 2019 года

Forbes
«Почему я не хочу замуж»: 7 историй от первого лица «Почему я не хочу замуж»: 7 историй от первого лица

Не все девушки мечтают о принце на белом коне и пышной свадьбе

Psychologies
Вижу цель – иду к ней! Вижу цель – иду к ней!

Своими мыслями делится Арина Данилова, певица и видеоблогер

Grazia
Открыть в приложении