Нарциссизм — это норма?
Самовлюбленность, завышенная самооценка, зависимость от мнения окружающих — основные черты нарциссизма. Но, заглянув в социальные сети, мы замечаем, что сегодня самолюбование становится нормой. Об этом рассуждали эксперты третьей Международной практической конференции «Психология: вызовы современности» психотерапевты Нэнси Мак-Вильямс и Умберта Телфенер.
Кто из нас не любит выложить в Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) селфи, поделиться впечатлениями от последнего отпуска, похвастаться новым автомобилем? Красивые и успешные, загорелые, подтянутые, окруженные изысканными вещами, — таких людей мы регулярно видим в рекламных роликах, журналах, фильмах. Мы невольно начинаем сравнивать себя с ними, мечтаем быть такими же счастливыми — и вот уже спешим за новым айфоном, фотографируемся в модном ресторане, рассказываем в «сториз», насколько хороша и успешна наша жизнь. А что происходит потом? Мы следим за количеством «лайков», просмотров, нервно проверяем телефон и как дети радуемся, когда видим, что друзья оценили наши фото.
Современная жизнь диктует свои условия, приходится вкладывать немало сил в развитие собственного имиджа. И если раньше новую прическу могли оценить только члены семьи и коллеги, теперь каждый — немного знаменитость.
Реальность, в которой мы, с одной стороны, на виду, а с другой, часто скрываем, кто мы такие на самом деле, стала привычной. Признаки нарциссизма нетрудно заметить в каждом из нас: мы любуемся собственным отражением, сравниваем себя с окружающими, чувствуем зависимость от оценок и «лайков». Уверенность в себе стала хрупкой, а без одобрения окружающих появляется чувство одиночества и пустоты.
Кажется, нарциссизм принимает характер массовой эпидемии… либо просто становится нормой общества XXI века.
Откуда взялся массовый нарциссизм?
Известный американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс признает: среди ее пациентов встречается все больше тех, кто страдает от нарциссического расстройства. И если пациентов Фрейда волновало чувство вины, то сегодняшние клиенты психотерапевтов больше озабочены тем, насколько они богаты, популярны и успешны. Вопрос самооценки становится настолько острым, что даже в кабинете психолога им сложно говорить о собственных неудачах.