Порог терпения. Чем опасна политика Кремля по созданию элит
Очередная волна отставок губернаторов и глав Росавтодора и Росгеологии свидетельствует, что конкурсы президентского кадрового резерва и «Лидеров России» являются фундаментально порочной практикой
Очередная волна отставок губернаторов (в Мурманской, Оренбургской и Челябинской областях, в республике Алтай и Калмыкии), а также ряда важных чиновников (в Росавтодоре и Росгеологии) в этот раз наложилась на череду скандалов, связанных с процессом подготовки их сменщиков. Претензии в неэффективности предъявляются и к конкурсу «Лидеры России», ставшему главной «кузницей технократических элит», а тренинги для предполагаемых кандидатов в губернаторы становятся все более смехотворными. Однако и за неудовлетворенностью Кремля губернаторским корпусом, и за проблемами в подготовке новых кадров заметен один и тот же тренд: сознательное неприятие современной российской политической системой нормального процесса формирования элит и вытекающие отсюда попытки их «выдумывания».
Если сравнить современную российскую реальность с 1990-ми годами, они разительно отличаются сроками, которые официальным лицам удавалось работать на выборных и невыбираемых постах. В первые десять лет молодой российской государственности известны считаные случаи добровольных отставок губернаторов. Наиболее резонансными были уход со своего поста мэра Москвы Гавриила Попова в 1992 году и переход в правительство губернатора Нижегородской области Бориса Немцова в 1997-м. При этом средний срок, который проводил в своей должности федеральный министр, составлял чуть более двух лет.
В последние десять лет ситуация выглядит совершенно противоположной: число досрочно отставленных глав регионов с 2010 года достигло уже 45 человек, причем эти темпы только нарастают, в то время как министры и руководители федеральных ведомств будто вросли в свои кресла. Это означает, что Кремль делает ставку именно на «технократическое» (в его собственном извращенном понимании) решение проблемы элиты. Все меньше значения придается электоральным механизмам, практически полностью игнорируются нормальные политические лифты, которые в современном обществе, — тем более декларирующем свой федеративный характер, — должны строиться «снизу вверх», с уровня городов и регионов.
Этот процесс обусловлен корпоративной сутью того государства, которое сегодня строится в России. Идеологи современной «технократической» модели черпают свои представления о совершенном государстве из концепций, противопоставляющих политиков (или управленцев) и толпу — неважно, в их оригинальных версиях от Гаэтано Моска или примитивных советских копиях от покойного Георгия и здравствующего Петра Щедровицких. Такая модель предполагает «фоновый» характер «глубинного народа» Владислава Суркова при основном акценте на «элиту», которая, судя по всему, должна считаться таковой не по своим внутренним качествам, а исключительно по позиции в табели о рангах, занимаемой тем или иным человеком в российской властной иерархии.