Интернет на евроконтроле
Защита интересов граждан и ценностей демократии от цифровой индустрии — новая тема в нынешней кампании по выборам в Европарламент. За три месяца до голосования президент Франции не просто вбросил этот сюжет, но и предложил его в качестве одной из тем, способных сплотить «сограждан по Европе» в 28 странах — членах ЕС. Так от какого интернета они отказываются и чем это похоже и непохоже на борьбу за «суверенный интернет» в РФ?
Чтобы выявить эту разницу, есть смысл присмотреться, какие вопросы попали в центр обсуждений у них, причем акцент лучше сделать на темы, которые не всегда поднимают у нас. Плюс важно оговориться: это лишь абрис сюжетов, связанных с безопасностью в интернете. Сама по себе материя такова, что всего не охватишь.
Теория «крайней вероятности»
Главное отличие в том, что в полной мере о единой европолитике в этой чувствительной сфере говорить трудно. Хотя обеспокоенность налицо.
Пока что в ЕС завершается ввод в действие европейского закона о кибербезопасности, который придаст новые полномочия Агентству ЕС по сетевой и информационной безопасности (ENISA). Трудно сказать, станет ли оно европейским аналогом Роскомнадзора. Если судить по сообщениям прессы и комментариям специалистов, в задачи ENISА будет входить прежде всего защита экономической сферы от сетевых атак разного рода. «Фронт», впрочем, важный: ЕС остается уязвимым в этом отношении. Один пример: британское исследование 2017 года установило, что из 350 крупнейших компаний лондонского биржевого списка FTSE две трети вообще никак не подготовились к возможности кибератак.
Еврокомиссар по цифровой экономике Мария Габриэль (она из Болгарии) дает понять, что новые меры должны изменить это положение. В принципе, уже то, что кибербезопасность в ЕС отнесена к компетенции тех, кто занимается экономикой, многое говорит о подходе. Как и озвученная на днях президентом Франции Макроном идея обложить налогом в 500 млн евро монстров цифровой индустрии (во Франции их называют GAFA — по первым буквам Google, Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Amazon): в стране, где никак не затухнет бунт «желтых жилетов», идея регулировать прибыли и деятельность интернет-гигантов популярна. Европа к инициативе присматривается, но страны, зарабатывающие на размещении у себя флагманов цифровой индустрии, против. Они упирают на «саморегуляцию» интернета.
Не стоит думать, однако, что вопросы национальной и общеевропейской безопасности в повестке дня никак не присутствуют. Ангела Меркель несколько лет назад уже предлагала создать независимый от американских серверов «европейский интернет». Инициатива эта вызвана именно «вопросами безопасности», причем сыр-бор разгорелся из-за спецслужб США, которые, как выяснилось, прослушивали личный телефон германского канцлера. Эта идея тоже развивается, но ни шатко ни валко — в Европе любят думать и дискутировать долго.
Тем не менее от США общими усилиями (не только европейцев, но и их в немалой степени) кое-чего добились. Речь прежде всего о формальном отказе от контроля над интернетом: при администрации президента Обамы контроль за присвоением индивидуальных номеров компьютерам во всем мире с 1 октября 2016 года передан технически независимой международной организации ICANN (по-русски — Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами). Насколько США и в самом деле поделились властью в интернете, это, как говорится, другой вопрос. Но Обаму за эту уступку дома здорово критиковали.
Еще шаг. В Европе в прошлом году вступили в силу новые правила охраны данных (General Data Protection Regulation): по замыслу инициаторов, они должны не только затруднить жизнь жуликам, но и уменьшить возможность воздействия на общественно-политические процессы, включая и выборы. Как это действует, станет ясно, когда пройдут выборы в Европейский парламент и в парламенты ряда стран ЕС. Судя по призывам того же Макрона, действующий набор норм вызывает сомнения и нужен специальный аппарат для киберзащиты. Впрочем, есть и иные инициативы: скажем, обстоятельные голландцы на прошлых выборах решили не полагаться на электронные результаты и пересчитывали голоса вручную. По старинке как-то надежнее.
За всеми этими евроинициативами нет идеи закрыться, отгородиться от мира. Нет и идеи ограничить права и возможности граждан для самоорганизации в общественные движения в легитимных пределах. Тем не менее слова об угрозе «инфильтрации» недружественных демократиям элементов звучат все чаще: французская «Монд» на днях опубликовала статью, из которой следует, что «желтые жилеты», которые четвертый месяц бузят по всей Франции, часто берут аргументацию из франкоязычной версии российского телеканала RТ. Говорить об этом как о неопровержимом факте не получается даже у авторов, но очевидно, что настороженность в отношении РФ (и Китая тоже) на серьезном уровне. Увы, аргументы типа «а вы докажите хоть что-нибудь» тут не работают, общественное мнение Европы больше полагается на ставшее популярным «хайли лайкли» — «крайне вероятно». Такая вот информационная небезопасность…