Кругосветные паруса
Три русских парусника — «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» — сейчас совершают кругосветное плавание в честь 200‑летия открытия Антарктиды Фадеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также в связи с 75‑летием Победы в Великой Отечественной войне. Экспедиция называется «Паруса мира». Корреспондент «Огонька» прошел часть большого пути с экипажем и курсантами колледжей и вузов Росрыболовства на учебно-парусном судне «Седов».
26 декабря под ослепительным декабрьским солнцем, белоснежными парусами на красных мачтах и трехметровым российским флагом «Седов» (один из самых больших парусников в мире!) медленно входил в испанский Виго. На правом борту выстроился экипаж в парадной форме и в белых фуражках. На набережной — огромная толпа, включающая делегацию портовых и городских властей и журналистов.
По парадному трапу на борт хлынули люди: молодые, пожилые, дети всех возрастов, старики в колясках (их поднимали по трапу на руках) — всем хотелось побывать на знаменитом русском паруснике. Потом уже подсчитали: на борт поднялись более 1200 человек. Народу было столько, что пришлось даже поставить второй трап для выхода. По нему я и спустился с борта «Седова», ставшего на четыре дня моим домом,— пора было возвращаться в Москву. А к «Седову» все подъезжали и подъезжали люди на машинах — всем хотелось подняться на палубу русского парусника.
«Седов» простоял в Виго недолго. Дав два мощных протяжных гудка, под «Прощание славянки» парусник взял курс на Канарские острова.
На флаг — смирно!
200 лет назад, 28 января 1820 года русские мореплаватели Фадей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли шестой континент — Антарктиду. Они не просто увидели эту землю, они ее обошли кругом, нанесли на карту и составили научное описание южного материка. 2020‑й объявлен в России годом Антарктиды.
В честь этого юбилея, а также в связи с 75‑летием Победы в Великой Отечественной войне Федеральное агентство по рыболовству РФ организовало кругосветное плавание трех учебно-парусных судов «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» под девизом «Паруса мира». Экспедиция проводится при поддержке Россельхозбанка, ПАО «Газпром» и ПАО «Новатэк».
Фрегат (трехмачтовое парусное судно) «Паллада» отправился из Владивостока в ноябре 2019 года. Барки (четырехмачтовые парусники) «Крузенштерн» и «Седов» вышли из Калининграда 8 декабря. Каждое судно идет своим маршрутом. «Седов» от Канарских островов пройдет Атлантический океан до столицы Уругвая Монтевидео, затем отправится в Кейптаун.
Во время этого перехода, в точке максимально близкой к Антарктиде, все три российских парусника встретятся и проведут 200‑мильную гонку в честь 200‑летия открытия шестого континента. К участию в масштабной регате приглашены другие российские и зарубежные суда и яхты. Зрелище обещает быть незабываемым.
По окончании гонки парусники вновь расстанутся, и каждый отправится по своему маршруту. «Седова» ждут остров Маврикий, индийский Мумбай, Сингапур, Вьетнам, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Мексика, Панама, Куба, Франция, Португалия и Польша. К родному причалу в Калининграде барк встанет лишь в декабре.
«Седов» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой учебный парусник в мире. И один из самых быстроходных — когда ставят все паруса, он летит над волнами со скоростью 18 узлов. Построен он был в 1921 году в немецком Киле, значит, через год у него свой юбилей — сто лет. Корпус из крупповской стали. В декабре 1945‑го барк перешел под советский флаг в рамках репарации, а в следующем году получил новое имя в честь великого русского полярного исследователя Георгия Седова.
Капитан «Седова» — 39‑летний Евгений Ромашкин. Калининградец, он заболел морем еще в детстве. За плечами — 37 плаваний на паруснике «Крузенштерн», где он дослужился до старпома. С 2017 года Ромашкин — капитан на «Седове», и это уже седьмой рейс на этом корабле. Евгений Николаевич рассказывает:
— Сегодня ни одна морская держава — ни США, ни Англия, ни Франция, ни Германия — не проводит кругосветных экспедиций. Только мы. Кругосветное плавание — это прежде всего демонстрация российского флага в дальних морях и портах. Во всех портах, куда мы заходим, получаем запрос на открытый трап: люди хотят подняться к нам на борт, посмотреть корабль, пообщаться с экипажем. Всех очень интересует наше плавание.
Вот что важно. «Седов» — учебно-парусное судно. Это значит, что на борту кроме 60 постоянных членов экипажа есть еще 110 курсантов (или, как называет их капитан Ромашкин, кадетов) — совсем юных парней и девушек из разных рыбопромысловых вузов и колледжей (да, да, здесь нет табу «женщина на корабле — к беде», и даже наоборот, говорит капитан, девчонки — их 14 человек — иногда справляются лучше парней). 18–19‑летние ребята проходят здесь морскую практику.
— Мы хотим передать кадетам традиции русских моряков, открывших Антарктиду,— продолжает Евгений Ромашкин.— Наше плавание проходит под девизом «Паруса мира». И кадеты прекрасно понимают смысл этой экспедиции: мы идем к людям Земли с добром и миром. Мы — не военное и не торговое судно. Поэтому всюду нас встречают как друзей. И каждый день, в любую погоду в 8 часов утра по местному времени у нас проходит построение личного состава и на корме поднимается российский государственный флаг. Наш экипаж строго соблюдает эту традицию русского парусного флота.
Море мое
Мое плавание на «Седове» началось во французском Бресте 23 декабря. Два мощных буксира отодвинули 117‑метровый барк от причальной стенки, отдали концы. Поначалу корабль небыстро шел по узкой, закрытой от ветров бухте. Мимо скалистых берегов с пещерами и гротами, в которых во Вторую мировую прятались от авиации союзников немецкие подлодки. Мимо небольших холмистых островов и торчащих из воды, словно толстые скрюченные пальцы, скал. Французский военный сторожевой корабль, стоявший по правому борту на якоре у выхода в Бискайский залив, поднял три обращенных к «Седову» сигнальных флага «юниформ-виски-унаван» — счастливого плавания! С каждой минутой ветер крепчал, все круче поднимались волны.