Собрание оскорбленных. Почему в России так любят обижаться
В стране почти профессиональных оскорбленных новый скандал с «батонами» для керченских блокадниц не мог не вызвать очередную вспышку «народного гнева». Власть, кажется, созрела для того, чтобы начать напоказ карать уже своих чиновников, придя к выводу, что другой сценарий взаимодействия, кроме партсобрания, в нашем обществе недостижим
В Крыму разгорелся громкий скандал: работницы горсовета города Керчь решили поздравить проживающих там блокадников с годовщиной снятия блокады Ленинграда, но сделали это довольно неуклюже, вручив ветеранам вместе с памятными медалями по батону. Ну, точнее, это были вроде бы не батоны — сами чиновники, оправдываясь, заявили, что дарили пироги ручной работы, переданные диаспорой крымских татар. Но поднявшееся в интернете возмущение, понятное дело, такими смешными мелочами не остановишь — «жестокое унижение» и «оскорбительный цинизм» были самыми популярными эпитетами у обитателей соцсетей и журналистов. Гнев блогеров вообще страшная штука, посильнее «Фауста» Гете.
Как на заказ, президент Владимир Путин выпустил накануне поручение своей администрации и правительству — рассмотреть вопрос об усилении ответственности за оскорбление и совершенствовании механизмов опровержения недостоверной информации. Перечень поручений составлен по итогам декабрьской встречи с членами Совета по правам человека, где председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов предложил Путину внедрить в законодательство статью об ответственности за оскорбление чести и достоинства гражданина.
«У нас ведь раздражителем в обществе является оскорбление чести и достоинства гражданина не только со стороны силовиков, но посмотрите, сколько в интернет выбрасывается чиновниками», — мотивировал Кабанов. «В целом я полностью разделяю вашу позицию, — неожиданно легко согласился Путин. — Если человек пришел на работу в государственный орган или муниципальный, еще хамит, людей оскорбляет, ему там не место».
Из самого поручения, правда, элегантно изъяли пояснения про граждан и чиновников и добавили про недостоверные сведения. Теперь его можно понимать как знаешь. Если понимать буквально, без контекста, то выглядит все так, будто власти собираются просто увеличить штрафы за оскорбление государственных символов и институтов, а то и перевести это правонарушение из административных в уголовные.