Внутренняя свобода: найти и не потерять
Ощущение внутренней свободы можно назвать просветлением. В разных религиях и традициях это было сакральной целью, и ее достижение в нашем суетном мире может казаться невозможным. Священник и духовный практик Пол Роуч предлагает пять практических советов для тех, кто ищет себя на этом пути.
Термины «присутствовать» и «жить в настоящем» уже стали клише. Произнося их, мы говорим о силе настоящего, вечного момента и о том, что «есть только сейчас».
Пол Роуч, священник церкви, объединяющей христианское учение с философией других религиозных и духовных практик, с иронией пишет: «В движении позитивного мышления мы освободили грех от роли камня преткновения, а затем заменили его зарядом негативного мышления. Теперь наше величайшее унижение — обвинение в том, что мы отвлеклись и, следовательно, не присутствуем в настоящем моменте». Но ключ к пробуждению — действительно в осознании того, что есть здесь и сейчас, и это подтверждается многими духовными традициями.
Идея, объединяющая разные традиции
Суфии говорят, что достаточно одного ясного момента. Традиция дзен задает вопрос: «Чего не хватает в этот самый момент?» Иисус много говорил о царстве целостности и совершенства. Современные индуистские учителя, такие как Шри Нисаргадатта Махарадж и Пападжи, приглашают нас быть спокойными и отдыхать в сознании «я есть». «Матрос» Боб Адамсон, австралийский ученик Шри Нисаргадатты Махараджа, задает наводящий вопрос: «Что не так с тобой сейчас, если ты не думаешь об этом?»
Мышление может помешать, соглашается Пол Роуч. Мышление — это воспоминания из прошлого и проецируемые идеи о будущем. Как мы знаем, рассуждения формулируют, а затем усиливают линейный взгляд на реальность, основанный на идее, что наше «Я» движется во времени. Это чувство себя, часто называемое «эго», весьма условно — это не наша реальность.