Потерянное поколение

Стильные и холёные железные лошадки, которые готовы напомнить о себе

Robb ReportСтиль жизни

Потерянное поколение

Сегодня имена звёзд итальянского послевоенного автопрома подзабыли, но эти стильные и холёные железные лошадки готовы напомнить о себе

Текст Robert Ross

Итальянские автомобили — как итальянская паста: все знают спагетти и феттуччине, но есть ещё 350 видов «макаронных изделий». Так и с машинами: помимо Ferrari, Lamborghini и Maserati существуют десятки других марок и кузовных ателье, старинных и современных, о которых мало кому известно. Большинство из них давно сошли со сцены. Одни, подобно метеорам, на краткий миг осветили небосклон и тут же исчезли. Другие начали на высокой ноте, а потом долго и натужно тянули её, пока не замолкли вовсе. Редкие счастливчики, вроде Bertone и Pininfarina, недавно получили второе рождение. Но все они оставили в истории автодизайна свой след, который сегодня отчётливо различим в творениях итальянских флагманов. Никогда и нигде у автомобильных мастеров и конструкторов не было столько возможностей, как в Италии 1950-х. Многие машины той поры дошли до наших дней благодаря энтузиастам и семьям, где дедушкино авто класса GT передавалось по наследству. До недавнего времени это были просто «старые машины». Но теперь, вне зависимости от того, сохранились у них «родные» шасси и двигатель или нет, они стали почти драгоценностью. В 1977 году барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон приобрёл Ferrari 250 GTO за £35 тыс. (около $60 тыс.), а сегодня за эту модель просят $40–60 млн. В 1967 году гонщик и конструктор Кэрролл Шелби не мог продать свои купе Shelby Daytona и за $7 тыс. Сейчас каждый из шести автомобилей стоит $30 млн. И конечно, историю итальянского машиностроения нельзя представить без карроццерий, которые создавали прекрасные «тела» автомобилей. Обычно кузов, сделанный в таких ателье, доставляли на автозавод для окончательной сборки. Но в наши дни большинство карроццерий либо утратили независимость, либо ушли в небытие. Какая из недооценённых итальянских машин может пробиться в высшую лигу сегодня — вопрос сложный. Очевидно одно: быстрые, красивые и редкие всегда найдут своих почитателей.

1952 Siata

208 CS Corsa Spider, дизайн Bertone

Название марки Siata (Società Italiana Auto Trasformazioni Accessori) в наши дни почти никому не известно, но в 1950-х она внесла значительный вклад в развитие автоспорта. Туринская компания, изначально производившая автоаксессуары, была основана в 1926 году гонщиком-любителем Джорджо Амброзини. Первое авто Siata выпустила только в 1948-м. Самая же любопытная модель этой марки, 208S, производилась с 1953 по 1955 год и оснащалась тем же двигателем, что и Fiat 8V. Двухлитровый 8-цилиндровый мотор пользовался репутацией очень резвого, но хрупкого, поэтому на многих «сиатах» его меняли на американские V8. Компания сумела кое-как продержаться в 60-х, но в 1975 году закрылась. Было выпущено лишь 35 облегчённых автомобилей 208 Spider: дизайн — Джованни Микелотти, сборка — Rocco Motto. Уникальный 208 CS Corsa Spider был создан в одном экземпляре компанией Bertone, владелец которой Нуччо Бертоне пилотировал его на гонках в 1950-х. Но рельефная форма и широкие передние крылья напоминают гоночные машины ещё более ранней эпохи.

1963 Iso

Прототип Grifo A3/L, дизайн Bertone

После Второй мировой войны в Италии, как и в Германии, экономика лежала в руинах, а население нуждалось в дешёвых средствах передвижения. Специализировавшаяся на холодильном оборудовании компания Iso (Isothermos) воспользовалась моментом и в 1953 году сменила профиль, превратившись в Iso Autoveicoli. Возглавлявший её Ренцо Ривольта наладил выпуск мотоциклов, скутеров и миниатюрных баблкаров Isetta (лицензию на последние он продал немецкому концерну BMW). Поправив финансовые дела, Ривольта нанял Джотто Биззаррини (инженера-кудесника, создавшего легендарную Ferrari 250 GTO), дизайнера Джорджетто Джуджаро и кузовное ателье Bertone, чтобы спроектировать автомобиль класса GT, способный конкурировать с Ferrari. Модель Iso Rivolta IR 300, представленная в 1962 году, была практичной и красивой, а мощный двигатель Chevrolet V8 объёмом 5,4 л и мощностью 340 л. с. позволял ей тягаться с самыми быстрыми машинами той эпохи. Затем появилась дизайнерски смелая модель Grifo, выпускавшаяся с 1965 года вплоть до закрытия компании в 1974-м. Здесь же мы видим прототип Iso Grifo в оригинальном кузове, который был впервые показан в 1963 году на автосалоне в Турине. Своим запоминающимся силуэтом он обязан молодому Джуджаро, создавшему за время сотрудничества с Bertone немало образцов дизайна, например, Alfa Romeo Giulia GT.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спецназ не догонят Спецназ не догонят

Мэтт Галлахер выяснил, как военные стратегии используются в Кремниевой долине

Esquire, февраль'20
Властелин обручального кольца: история единственной любви Дж. Р. Р. Толкина Властелин обручального кольца: история единственной любви Дж. Р. Р. Толкина

Его книги стали классикой, а фильмы по ним вошли в золотой фонд кинематографа

Psychologies, январь'20
Сила есть Сила есть

Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг света, декабрь'19
Как работает «Марафон желаний» Елены Блиновской и работает ли вообще Как работает «Марафон желаний» Елены Блиновской и работает ли вообще

Как работает реальный «Марафон желаний»?

РБК, январь'20
4 вопроса (и ответа) о подушках безопасности 4 вопроса (и ответа) о подушках безопасности

Первые эйр-баги появились в начале 70-х

Maxim, январь'20
Кортизол: сохраняй равновесие Кортизол: сохраняй равновесие

Кортизол – один из самых частых провокаторов гормонального дисбаланса

Лиза, январь'20
Как принц Гарри и Меган Маркл заработают $3 млн, которые нужны им для «финансовой независимости»? Как принц Гарри и Меган Маркл заработают $3 млн, которые нужны им для «финансовой независимости»?

Принцу Гарри и его супруге Меган нужно как минимум $3 млн в год на жизнь

Forbes, январь'20
Лимит в €200: чем обернется снижение пошлины на интернет-покупки Лимит в €200: чем обернется снижение пошлины на интернет-покупки

Рассказываем, как теперь совершать покупки и что будет дальше

РБК, январь'20
«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена «Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена

Тина Канделаки — о любви банкира Петра Авена к русскому искусству

Forbes, январь'20
25 фактов об Антарктике 25 фактов об Антарктике

Самая холодная, самая ветреная и самая пустая — Антарктика

Maxim, январь'20
В России нашли способ сделать биосенсоры дешевыми и эффективными В России нашли способ сделать биосенсоры дешевыми и эффективными

Группа ученых с Физтеха предложила принципиально новую конструкцию биосенсора

Популярная механика, январь'20
«Транссиб. Поезд отправляется»: отличная книга для всех, кто любит поезда и путешествия «Транссиб. Поезд отправляется»: отличная книга для всех, кто любит поезда и путешествия

Вышла иллюстрированная книга «Транссиб. Поезд отправляется»

National Geographic, январь'20
История женщины, которая всю жизнь притворялась мужчиной и сделала невероятную карьеру в XIX веке История женщины, которая всю жизнь притворялась мужчиной и сделала невероятную карьеру в XIX веке

Отрывок книги Джеймс Миранда Барри», которая в наши дни звучит очень актуально

Forbes, январь'20
Как носить брюки: несколько стильных советов на каждый день Как носить брюки: несколько стильных советов на каждый день

Брюки – одна из наиболее удобных вещей

Cosmopolitan, январь'20
Король говорит Король говорит

Гарик Мартиросян положил партбилет Comedy на стол и ушел работать над стендапом

Glamour, январь'20
Переждать волну Переждать волну

Настасья Самбурская: энергичная и дерзкая

Домашний Очаг, февраль'20
Колокола на пули: как новый фильм Терренса Малика учит принятию смерти Колокола на пули: как новый фильм Терренса Малика учит принятию смерти

О долгожданной российской премьере фильма «Тайная жизнь»

Forbes, январь'20
Дэвид Солой: Турбулентность. Отрывок из романа Дэвид Солой: Турбулентность. Отрывок из романа

Герои книги — 12 человек с разными судьбами

СНОБ, январь'20
Строго конфиденциально Строго конфиденциально

Хороший визажиcт в первую очередь психолог

Cosmopolitan, февраль'20
Евгения Риц: Кольцо Вейса Евгения Риц: Кольцо Вейса

Новый текст поэта и прозаика Евгении Риц

СНОБ, январь'20
Почему женщины изменяют? Почему женщины изменяют?

О причудливой психологии неверности рассказывает Михаил Лабковский

Cosmopolitan, февраль'20
8 фактов о русских почтовых марках 8 фактов о русских почтовых марках

13 января 1858 года поступила в обращение первая российская почтовая марка

Maxim, январь'20
Русалка шоу-бизнеса Русалка шоу-бизнеса

Модель Евгения Кузьмина, которая снялась в новом фильме Гая Ричи «Джентльмены»

Maxim, февраль'20
Ассорти для героя Ассорти для героя

Большой шоколадный квест по Бельгии

Вокруг света, февраль'20
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Кто самый великий физик?

Наука и жизнь, январь'20
Фантастически интересный эксперимент над экономикой: какими были 2010-е Фантастически интересный эксперимент над экономикой: какими были 2010-е

В 2020-е финансовые рынки вполне могут быть успешными

Forbes, январь'20
«Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании «Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании

Как жесткая управленческая политика влияет на продуктивность сотрудников?

Forbes, январь'20
#инструктаж: как снять квартиру за рубежом #инструктаж: как снять квартиру за рубежом

Несколько советов, как искать жилье за границей, от Австрии до Японии

РБК, январь'20
Что делать, если у вас с партнером разные графики сна Что делать, если у вас с партнером разные графики сна

Как быть, если вы «жаворонок», а ваш партнер — «сова», или наоборот?

Psychologies, январь'20
Клеймо «врага народа», обыски и обвинения в фашизме. Как живут казаки-оппозиционеры Клеймо «врага народа», обыски и обвинения в фашизме. Как живут казаки-оппозиционеры

Казаков в России привыкли воспринимать как странный и даже пугающий феномен

СНОБ, январь'20
Открыть в приложении