До победного танца
В Москве завершился чемпионат России по народным танцам. «Огонек» постарался понять, как выявить чемпиона, когда одни пляшут лезгинку, а другие — «Яблочко»
Совсем еще маленький мальчик высоко подбрасывает и лихо ловит папаху. Девушки из томского ансамбля «Сибирский подснежник» густо румянят щеки прямо в фойе. Мимо проплывают куполообразные с полумесяцами головные уборы черкесских девочек… В концертном зале столичной гостиницы «Космос» обстановка нервная: больше 1000 танцоров из 27 городов и сел РФ ждут, кого объявят победителями, и параллельно готовятся к показательному концерту.
Вот севастопольские мальчишки в моряцкой форме поправляют бляхи с якорями — им танцевать «Яблочко», которое тоже стало народным танцем. Видимо, не просто народным, но еще и севастопольским, потому как другая команда из того же города готовится порадовать зрителей тем же «Яблочком». Впрочем, в конкурсе севастопольцы лихо отплясывали гопак, из чего следует, что танцы в «Космосе» вне политики.
А вообще на севастопольских танцоров организаторы чуть не молятся. Шутка ли — четыре десятка парней на два коллектива! И это притом что в русских народных танцах острый дефицит мужского начала. Родители приводят в ансамбли одних девочек, и хорошо еще, если приводят. Куда чаще теперь отдают на хип-хоп или современные танцы.
— Можно сутками смотреть телевизор и за год не увидеть ни одного народного номера. То ли дело в советское время,— сетует Тамерлан Мурацев, член жюри чемпионата и народный артист сразу двух республик: Северной Осетии и Чечни.— Мы, можно сказать, сироты.
В самом деле, у исполнителей-бальников своя федерация, система оценок, разряды, соревнования, в общем, как в настоящем спорте. У хип-хопа и современных танцев — шоу на телевидении. А у народников ничего. Вот поэтому четыре года назад и решено было учредить… чемпионат.
— Это раньше народные танцы ассоциировались с бабушками и нафталином, а мы решили придумать им модный современный формат. Привнести спортивное начало,— объясняет Григорий Соловьев, арт-директор творческого объединения «Салют талантов», которое этот чемпионат и проводит. Чемпионат — дело практически частное, с минимумом господдержки. Но для танцоров-народников со всей страны это событие важное.
— Ребята занимаются в своем доме культуры, одни на весь город. Как им понять: хороши они или плохи? А здесь они могут посмотреть на других, сравнить, чему-нибудь научиться,— говорит коммерческий директор «Салюта талантов» Ксения Куриленко.
Система такая: начиная с марта проходят кубки федеральных округов. Лучшие коллективы попадают в финал и едут в начале следующего года в Москву. Тут им предстоит борьба в четырех номинациях: народные танцы по трем возрастным группам (до 13 лет, 13– 18 и 18–25 лет) и народная стилизация. В прошлом году золото в детской номинации взял чеченский ансамбль «Башлам»: Рамзан Кадыров делился радостью по этому поводу во всех соцсетях. Хотя обычно, сетуют организаторы, региональные руководители не особо интересуются судьбами народных коллективов.
— Я общаюсь со многими руководителями ансамблей, и почти никто не получает от властей помощи. Иногда просто нужен автобус съездить на конкурс, и того не дают. В дома культуры по 10 лет струны для балалаек купить не могут. Обувь и костюмы и те оплачивают родители,— рассказывает Тамерлан Мурацев.— А ведь в кавказском костюме, например, только обувь стоит под сотню долларов, а еще нужны кинжал, бурка, папаха...
Костюм, кстати, один из четырех основных критериев оценки жюри. Еще оцениваются безошибочность танца, его общий рисунок и соответствие движений каноническим образцам.
— Все строится на фольклорном материале конца XIX — начала XX века, именно на нем и сформировались каноны народных танцев,— объясняет еще один член жюри, народный артист Республики Татарстан Айрат Хаметов.— В Москве Игорь Моисеев в 1937 году собрал лучших танцовщиков всех народов СССР. А его последователи потом действовали по всей стране. Например, великий Файзи Гаскаров заложил каноны башкирского танца: позы, движения, костюмы.
С этими академическими стандартами нынешние танцы и сравнивают: члены жюри выносят оценки по 10-балльной шкале. А вот по части соответствия танца тому региону, из которого приехали исполнители, никаких жестких привязок нет. Поэтому томский коллектив сегодня запросто танцует белорусскую маталиху, артисты из Ленобласти — гуцульские танцы, а студенты колледжа культуры из Биробиджана — корякские пляски с шаманскими бубнами. Свобода — полная. Хотя, как ни крути, чувствуется: все мы — родом из СССР.