Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих
Многие исследования когнитивных функций человека сходятся в одном: последние поколения людей имеют IQ ниже, чем предыдущие. Ученые винят в этом технологии: интернет, искусственный интеллект и смартфоны. Человек попросту забывает, как пользоваться своим мозгом, и этому даже дали название — «цифровая деменция»

Еще в 2021 году директор Научного центра неврологии, вице-президент РАН, академик, профессор Михаил Пирадов заявил, что уровень IQ людей, родившихся в 1930–1980-е годы, на 20% выше, чем у тех, кто родился позже. Виной тому развитие цифровых технологий. Конечно, важно учитывать, что сравнивать уровень интеллекта современных людей и прошлых поколений сложно. Во-первых, показатель IQ может не отражать реальных знаний человека, а во-вторых, у ученых нет достоверных данных по коэффициенту интеллекта людей на протяжении столетий. Кроме того, на IQ одного человека влияет множество факторов.
Тем не менее трудно не заметить тенденцию: все больше исследователей поднимают вопрос цифровой деменции. Так, в декабре 2024 года эксперты Международной программы по оценке компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult, PIAAC) пришли к выводу, что уровень грамотности в Европе снижается и необходимо ввести постоянное обучение для взрослых.
По оценке PIAAC, за последнее десятилетие читательская грамотность заметно снизилась в 11 странах, наибольшее падение этого показателя отмечается в Польше (−31 балл по сравнению с аналогичным исследованием 2011 года), Литве (−28), Южной Корее (−23) и Новой Зеландии (−21 балл), а математическая грамотность ухудшилась в семи странах, особенно явно опять-таки в Литве (−22 балла) и Польше (−21 балл).
Эксперты объясняют это тем, что люди стали реже сталкиваться с задачами, которые требуют углубленного анализа информации, и все больше полагаются на современные технологии. В результате базовые навыки — способность концентрироваться на одном деле и мыслить логически — постепенно ослабевают.
Эти выводы подтверждают и эксперты в области нейропсихологии.
«Мы фиксируем тревожные тенденции. Люди, окончившие школу и даже получившие высокие баллы за выпускные экзамены, поступают в вузы, но при этом у них оказываются не сформированы познавательные механизмы, необходимые для того, чтобы освоить вузовскую программу. Многие из них не могут читать длинные тексты: им бывает трудно освоить даже научно-популярные издания, потому что у них не хватает навыков самостоятельной работы с текстовой информацией (например, ее структурирования, выделения главного, смыслового сжатия или разворачивания) и их никогда не обучали тому, как эти навыки можно целенаправленно развивать. Как правило, таким проблемам с мышлением и речью сопутствуют слабое, неустойчивое внимание и плохая память, поскольку эти познавательные функции, согласно результатам исследований, очень уязвимы у тех, кто много времени проводит онлайн и злоупотребляет использованием смартфонов, — отмечает ведущий научный сотрудник Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Ольга Щербакова. — Мы видим, что те интеллектуальные навыки, которые должны быть присущи взрослым психически здоровым людям и которые обеспечивают им возможность ориентироваться в сложной информационной и материальной среде, у современных молодых взрослых часто бывают не сформированы и могут работать только при опоре на гаджеты и внешние технологии».
Теряем голову
Известен так называемый эффект Флинна (назван в честь новозеландского психолога Джеймса Флинна, опубликовавшего в 1984 году статью «Средний IQ американцев: массовый рост с 1932 по 1978 год»), согласно которому каждое новое поколение становится умнее предыдущего как в отдельных странах, так и в целом по миру. Этот эффект рассматривался учеными как парадокс: его оказалось невозможно объяснить факторами эволюционно-генетического толка. Однако дальнейшие исследования этого феномена в отдельных популяционных группах показали, что с середины 1990-х рост остановился, а затем начался спад. Люди как будто разделились на два условных лагеря: одни с критическим мышлением, а другие — с клиповым.
Предпосылки описания клипового типа мышления появились еще в 1960-х годах, в работах Маршалла Маклюэна и Элвина Тоффлера. Они оба независимо друг от друга пришли к выводу, что человечество в глобальном смысле начинает терять способность воспринимать информацию целиком. Люди стали мыслить фрагментами, ухватываясь только за яркие образы, они не способны долго концентрироваться и постоянно переключают внимание с одного на другое. Им трудно читать длинные тексты, смотреть длинные фильмы и долго слушать однообразную музыку. У них также страдает анализ: они уже сами не перерабатывают информацию, за них это делают различные медиа. В итоге вместо приобретения важных когнитивных навыков у человека развивается так называемое клиповое мышление.
«В клипе могут отсутствовать сюжет и логическая структура, а воздействие на зрителя часто производится за счет обилия ярких и чрезмерно стимулирующих образов, которые быстро сменяют друг друга и вызывают сильные чувственные впечатления и яркие эмоции. За счет сенсорно-эмоциональной перегрузки и высокой скорости воздействия у зрителя возникает иллюзия, что это чередование случайных фрагментов информации отражает объективно существующие связи между явлениями и сообщает ему что-то важное об устройстве реального мира, — рассказывает Ольга Щербакова. — Такой режим работы психики естественен для трех-четырехлетнего ребенка; если же он постоянно используется взрослым человеком, то не оставляет ему возможности для задействования собственных мыслительных ресурсов и включения тех когнитивных операций, которые позволяют нам по-настоящему познавать действительность. Опасность здесь заключается в том, что после длительного времени, проведенного в таком режиме, у человека нередко возникает субъективное впечатление, что он получил важную информацию, хотя на самом деле он потратил много эмоциональных и интеллектуальных сил впустую и остался истощенным. Он не получил новых знаний и не вышел на новый уровень понимания реальности, который мог бы использовать в других сферах жизни. Описанный способ взаимодействия с информационной реальностью далеко не самый выигрышный, но многие молодые люди выросли именно на таком способе подачи данных и по-другому воспринимать информацию уже не могут».
Несмотря на то что нейробиологических исследований, доказывающих, что клиповое мышление — это действительно особый тип мышления и определенный психический процесс, до сих пор нет, ученые не сомневаются, что в плане восприятия информации общество изменилось. Считается, что наиболее сильно эти метаморфозы коснулись молодого поколения — тех, кто вырос «с телефоном в руках».
«В социальных науках уже закрепились два термина, которые описывают разные поколения людей, чьи отношения с цифровым миром сильно различаются между собой: “цифровые иммигранты” и “цифровые аборигены”. Первые — это люди, которые учились читать, писать и, главное, думать до того, как у них появились персональные цифровые устройства. В России это словосочетание обычно используют для обозначения людей, которым 30 лет и более. Вторые — это более молодые поколения, которые выросли в условиях постоянного взаимодействия с гаджетами. Их базовые познавательные процессы — внимание, память, мышление, речь — формировались уже в связке с цифровыми устройствами и привыкли функционировать с опорой на них, из-за чего самостоятельное использование этих функций (например, когда нельзя быстро найти решение задачи в поисковике или воспользоваться автокорректом) нередко оказывается затрудненным. Если речь идет о поколении нынешних старшеклассников и студентов, которое только вступает в самостоятельную жизнь, можно увидеть, что их познавательные функции во многом сращиваются с большими языковыми моделями. Это означает, что в ближайшем будущем произойдет еще более выраженная трансформация когнитивной сферы по сравнению с тем, как она была устроена у предшествующих поколений», — комментирует Ольга Щербакова.