ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

ВедомостиРепортаж

Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

Дмитрий Игнатьев, Мария Истомина
вт. 8.04.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Институт развития интернета (ИРИ) – крупнейшая организация, которая поддерживает производство социально значимого онлайн-контента в России, причем в самых разных его формах – от масштабных сериалов до видеоигр и блогерских шоу. С 2020 г., когда ИРИ начал распределять субсидии на создание контента в интернете, его бюджет вырос более чем в 8 раз – с 3 млрд до 25,3 млрд руб., выделенных на 2025 г.

Рост финансирования организации гендиректор ИРИ Алексей Гореславский связывает в том числе с признанием ее успехов в импортозамещении контента в России. А ключевым достижением ИРИ он считает то, что добиться этого удалось за счет органического интереса аудитории к отечественным проектам.

В интервью «Ведомостям» Гореславский рассказал, какие стоп-темы есть у организации при отборе контента для поддержки, как санкции ЕС повлияли на ее работу и почему художественное осмысление темы СВО требует исторической дистанции.

«ИРИ запускался как эксперимент»

– Бюджет ИРИ на 2025 г. составил 25,3 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2024 г. (18 млрд руб.). Чем обусловлено такое существенное увеличение субсидии?

– В феврале 2024 г. президент в послании Федеральному собранию объявил, что до 2030 г. на творческие проекты в кино и интернете из бюджета будет выделено 100 млрд руб. Отсюда у нас и появились дополнительные 12 млрд руб., они были добавлены к уже заложенной в бюджете на 2025 г. субсидии в размере 13 млрд руб. Дополнительные 12 млрд руб. будут выделяться ИРИ ежегодно в течение ближайших шести лет. Если посчитать, мы получили около 70% от выделенной государством суммы в 100 млрд руб., остальные средства распределены между конгломератом госфондов.

– Почему, на ваш взгляд, контент в интернете сейчас стал одним из приоритетов для государства?

– Я это связываю не только с изменением медиапотребления, которое все больше смещается в интернет, но и с растущим влиянием онлайн-проектов на общественное сознание. ИРИ запускался как эксперимент, по итогам 2023–2024 гг. результаты, видимо, были признаны достойными. Кроме того, выделение дополнительного финансирования, вероятно, стало следствием признания успехов в импортозамещении контента после ухода из России иностранных производителей. Принципиально важно, что получилось добиться этой цели без какого-либо принуждения аудитории: и мы, и производители просто стремились попасть в ожидания зрителей, усилить органический интерес к отечественным проектам, который наблюдался еще до пандемии. Тем более что голливудские новинки доступны россиянам в неофициальном кинопрокате и у интернет-пиратов. Если бы, например, сериал «Слово пацана» получился скучным, то никто бы его и не посмотрел.

– Какая часть бюджета 2025 г. забронирована контрактами предыдущих лет?

– На выплату обязательств по договорам предыдущих периодов забронировано 5,5 млрд руб., эта цифра стабильна в последние годы. Остальные средства (19,9 млрд руб.) мы распределим в рамках договоров, которые будут заключены в 2025 г. на проекты со сроком реализации до 2027 г.

– На какие контентные направления ИРИ выделяет основную часть своих средств?

– Структуру по 2025 г. мы пока четко не знаем, она будет понятна только к осени после проведения всех конкурсов. А вот по 2024 г. картина следующая: основная часть бюджета – 48% – пришлась на видеоконтент, т. е. сериалы разных форматов и жанров. Следом идет контент в блогосфере – 37% от всех средств 2024 г. Хотя это не самая большая статья в бюджете, количество проектов в блогосфере больше, чем сериалов. Это и понятно: сериалы – наиболее дорогой контент в производстве. На мультиформатный контент – к нему мы относим экосистемные проекты, которые могут включать в себя серию статей, отдельный сайт-лендинг, ролики, документальный фильм на видеосервисе и т. д., – мы выделили 9%. Вообще мультиформатное направление нам очень интересно, поскольку оно позволяет охватить пользователей в самом широком формате. Далее: на видеоигры и ПО пришлось 5% бюджета 2024 г., а на интернет-проекты в СМИ – 1%. СМИ у нас золушки, большой объем бюджетов они не запрашивают. В целом это уже наша устоявшаяся структура по контентным направлениям: в 2023 г. она была примерно такой же, корректировки происходят, но, как правило, они незначительны.

«В моем понимании, лучше меньше, да лучше»

– В 2024 г. 73 из 290 оригинальных проектов, вышедших в онлайн-кинотеатрах, были произведены при поддержке ИРИ, следует из предоставленных вами данных. В будущем вы планируете и дальше увеличивать количество проектов или сделаете акцент на масштабных сериалах и, соответственно, их количество станет меньше?

– Я, конечно, за второй вариант. В моем понимании, лучше меньше, да лучше, как говорил Владимир Ленин. Сериалы уже занимают почти половину бюджета ИРИ, дальше наращивать эту долю мы не планируем. Рынку не нужно еще больше проектов, да и дорогое это удовольствие. Думаю, производители с нами солидарны: количество выпускаемых индустрией оригинальных проектов, по моему прогнозу, в ближайшее время начнет сокращаться на 5–7% в год. Мы уже ставим задачу себе и призываем производителей делать акцент не на количестве проектов, а на их качестве и широте аудиторного охвата. Лучше выпустить 20 проектов, каждый из которых соберет хотя бы половину аудитории сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (Wink; Start; НТВ), чем 50, но таких, которые будут тихо лежать на полочках видеоплатформ. Кроме того, масштабный проект, как правило, имеет потенциал для развития франшизы, что отвечает тенденции на экосистемные, мультиформатные контентные продукты. Мы однозначно выступаем за более широкое распространение этого тренда в российской медиаиндустрии.

– Какие уже вышедшие сериалы ИРИ можно назвать самыми масштабными по размеру выделенного вами бюджета на их производство?

– Конкретные цифры я раскрыть не могу. Есть совершенно понятные признаки масштабных проектов. Это большой объем компьютерной графики (CG), сложные и небанальные локации, звездный актерский состав. Кроме того, поскольку основная часть масштабных проектов имеет в основе историческую тематику, в числе критериев и широкая представленность в сериале костюмов и вещей, соответствующих эпохе. Перечисленным признакам соответствуют выпущенные при нашей поддержке сериалы «Последний богатырь. Наследие», «Челюскин. Первые», «Плевако».

– Какую долю от производственного бюджета проекта ИРИ, как правило, берет на себя?

– Мы покрываем до 70% бюджета, но к этой цифре мы приближаемся, только если понимаем, что у проекта очень высокая социальная значимость. В бюджете больших сериалов доля наших средств, как правило, составляет 30–45%. В средних или небольших она обычно чуть больше – около 50%.

– Бюджетирование у вас идет сразу на весь проект? Или по годам?

– На проект, но разбивается по годам. К примеру, работа над большими сериалами, которые нам заявляют на конкурс национального контента, как правило, идет дватри года, поэтому с их производителями мы обычно сразу подписываемся на трехлетний цикл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us

Что именно выделяет «Одних из нас» на фоне других сериалов на подобную тематику

Правила жизни
Burda как стиль жизни Burda как стиль жизни

Главред журнала Burda — о важности одежды и стиля в истории успеха

Лиза
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Месть и немного любви: пять лучших фильмов этой весны о женщинах Месть и немного любви: пять лучших фильмов этой весны о женщинах

Рассказываем о пяти фильмах про женщин, которые стоит посмотреть

Forbes
От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов

Медицинские драмы переживают новую волну популярности! А вот их подборка

Forbes
Доступная и комфортная Арктика Доступная и комфортная Арктика

Какие архитектурные новации стоит внедрять в полярных городах

Эксперт
Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии

Как помогла терапия CRISPR/Cas при семейной гиперхолестеринемии

N+1
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
«Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне «Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне

Яна Сексте — о съемках в военной драме «В списках не значился»

VOICE
Лифтинг-прически Лифтинг-прически

Как омолодить овал лица при помощи укладки

Лиза
Весенняя аллергия Весенняя аллергия

Какие сюрпризы может преподносить аллергия

Здоровье
Паразит из юрского периода подтвердил происхождение скребней от коловраток Паразит из юрского периода подтвердил происхождение скребней от коловраток

Как находка палеонтологов определила систематическое положение скребней

N+1
Интенсивное лечение артериальной гипертензии снизило риск деменции Интенсивное лечение артериальной гипертензии снизило риск деменции

Интенсивное выявление артериальной гипертензии значительно снижает риск деменции

N+1
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Долой чужое мнение Долой чужое мнение

Как перестать зависеть от чужого мнения и начать жизнь по-своему?

Лиза
Автопалатка — это полная свобода Автопалатка — это полная свобода

Everest Touring выводит на рынок автопалатки с авиатехнологиями

Монокль
Европейская оборона Европейская оборона

Между выводом американских войск и «разумной достаточностью»

Деньги
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
К чему приведет отмена лимитов по IT-ипотеке К чему приведет отмена лимитов по IT-ипотеке

Банки положительно оценивают отмену лимитов по IT-ипотеке

Ведомости
Пример для подражания: Ирина Годунова Пример для подражания: Ирина Годунова

Ирина Годунова о детском интересе к программированию и верности своему пути

VOICE
3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее 3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее

Подборка историй людей, которые двигают прогресс

ТехИнсайдер
ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться

Как интерес ФНС к числу самозанятых поменяет бизнес-модель цифровых платформ?

Монокль
Древние города Древние города

Что посмотреть в поселениях России, которым более тысячи лет

Лиза
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек

Как в 2010 году миротворческая организация вызвала на Гаити эпидемию холеры

ТехИнсайдер
Малые города для большого потока Малые города для большого потока

Российские туристы стали больше интересоваться малыми городами страны

Ведомости
Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

Ведомости
Открыть в приложении