Индейка на взлете
Российское производство этого вида мяса выросло почти на 4%

Объем выпуска индейки в 2024 году приблизился к 440 тыс. т в убойном весе. Темпы экспорта индюшиной продукции тоже увеличиваются, однако в прошлом году вырос и импорт. И хотя в сравнении с объемами внутреннего производства ввоз совсем невелик, эти поставки свидетельствуют о недостаточной насыщенности отечественного рынка, что обеспечивает благодатную почву для дальнейших инвестиций. Уже заявленные сельхозпроизводителями проекты через пару лет позволят нарастить производство мяса индейки до 500 тыс. т. Помешать динамичному росту могут нехватка инкубационного яйца российского производства, зависимость от импортных ветпрепаратов и оборудования, а также кадровый вопрос.
В секторе мяса птицы наиболее динамично растет производство индюшатины. Так, если в 2024 году в целом птицеводство прибавило 2 %, то объем выпуска в сегменте индейки увеличился на 3,8 %. Согласно данным Минсельхоза, по итогам прошлого года в России произведено 438 тыс. т этого вида мяса в убойном весе. Российские производители уже обеспечивают более 95 % внутренней потребности в этом продукте, а его потребление в стране увеличивается на 10 % ежегодно, отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) Анатолий Вельматов. По его оценке, доля индюшатины в общем производстве мяса птицы увеличилась с 6,5 % в 2020 году до 8 % в 2024-м.
Рост обеспечивают крупные компании
Еще один тренд индейководства (совпадающий с общим трендом в птицеводстве) — сосредоточение производства в руках крупных и средних предприятий. Они уже дают стране около 93 % от всего объема выпускаемой индейки. Причем 85 % в 2024 году пришлось лишь на пять компаний — «Дамате», «Черкизово», «СоюзПромПтица», «Руском» и «Агро-плюс» (в 2023-м их доля была 83 %). Более 50 % производства обеспечивает лидер отрасли — компания «Дамате».
Предприятия среднего сегмента стремятся сохранить и приумножить свою долю рынка, инвестируя в развитие. В прошлом году практически все относительно небольшие региональные компании увеличили свои поставки на 5–10 %, а татарстанская «Ак-Барс» — почти втрое, сообщает президент «Агрифуд Стретеджис» Альберт Давлеев.
Доля же личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств в индейководстве постепенно снижается: в 2023-м она составляла 7,2 %, в 2024-м — 6,2 %. Мелкие предприниматели не могут играть какой-либо заметной роли на рынке в силу объективно ограниченных возможностей. Так, им сложнее осуществлять закупки инкубационного яйца, сдерживать рост себестоимости, подстраиваться под современные требования по биобезопасности и организовывать сбыт. У крупных игроков больше ресурсов для того, чтобы справляться с этими задачами, считает Вельматов. КФХ и ЛПХ же иногда проще и выгоднее перепрофилировать производство под выращивание бройлера.
В перспективе данный тренд продолжится: доля малого бизнеса в индейководстве будет снижаться, и фермеры смогут удержаться на рынке, только найдя свою нишу (например, занявшись организацией агро- и гастротуров) и участвуя в кооперации для совместной реализации продукции. «Производство индейки на подворьях для собственного потребления гораздо менее эффективно, чем содержание кур, это скорее стремление к разнообразию домашних пернатых, — комментирует Давлеев. — Конечно, существуют специализированные крестьянско-фермерские хозяйства, которые разводят птицу для эксклюзивных продаж по более высоким ценам, и это порой бывает экономически оправданным, но объемы такого откорма крайне низки, самые крупные фермы содержат несколько тысяч голов — столько, сколько умещается в одном птичнике промышленной птицефабрики».

Вкладывали и будут вкладывать
Инвестиционная активность в индейководческом секторе остается высокой. По словам Вельматова, ряд крупных игроков находятся в стадии реализации программ по созданию новых площадок откорма, племрепродукторов, перерабатывающих производств. Компании инвестируют не только в увеличение производственных мощностей, но и в инфраструктуру, которая по мере быстрого роста вышла на максимум первоначально разработанных бизнес-планов, дополняет Давлеев. «Это включает реконструкцию и расширение цехов и заводов по убою и переработке, инкубаторов, кормопроизводств, систем электро-, газо- и водоснабжения, канализации, дорог, коммуникаций, утилизации отходов, транспортных путей, площадок хранения и переработки помета, структуры биобезопасности и прочих сервисных объектов», — перечисляет он. В частности, новые производственные площадки были заложены в ГК «Дамате», «СоюзПромПтице», начато строительство племрепродуктора второго порядка компанией «Донская индейка», дан старт реализации нового инвестпроекта «Индейка Алтая» под Барнаулом.
«Дамате» в 2024 году в рамках проекта по расширению мощностей по производству индейки с 207 тыс. до 264 тыс. т в убойном весе в Пензенской области ввела в эксплуатацию первый из двух птицеводческих блоков подращивания и откорма индейки. Один блок состоит из 32 птичников. Сдача второй очереди проекта в августе 2025-го позволит нарастить производство индейки на 22,6 тыс. т в убойном весе в год, информирует пресс-служба компании.
Также в прошлом году холдинг завершил сделку по приобретению крупнейшего в Ростовской области индейководческого комплекса на 85 тыс. т мяса в год. Компания запустила 40 птичников коммерческого стада, на треть увеличила производительность линий вакуумной упаковки на заводе по переработке индейки, модернизировала комбикормовый завод и автоматизировала управление технологическими процессами на предприятии. «В прошлом году на Дону в хозяйствах группы компаний произведено в убойном весе 66 тыс. т индейки и утки, сейчас мы запускаем несколько новых площадок, которые раньше не были задействованы, готовим большую инвестпрограмму», — рассказывает председатель совета директоров «Дамате» Наум Бабаев. Также в этом году холдинг планирует начать строительство шестого блока коммерческого стада, что позволит расширить производство индейки в Ростовской области до 95 тыс. т в живом весе в год. Ориентировочный объем инвестиций в проект — 600 млн руб.
Башкирская «СоюзПромПтица» (работает на мощностях Башкирского птицеводческого комплекса им. М. Гафури, который в 2019 году был признан банкротом, а в 2022-м — выкуплен новым инвестором) в январе завершила возведение девяти новых корпусов для птицы, в планах до конца года — строительство еще десяти, а также собственного элеватора. Готовится проектная и сметная документация по масштабной реконструкции комбикормового завода и убойного цеха. «В целом мы осторожно, при благоприятных условиях кредитования и снижении ключевой ставки ЦБ, можем говорить о запланированном строительстве еще 42 птичников, — делится гендиректор «СоюзПромПтица» Андрей Ковалев. — Это позволит нам удвоить объем производства — до 80 тыс. т в живом весе». В 2024-м компания выпустила 38 тыс. т индейки, а в 2025-м планирует нарастить данный объем до 42 тыс. т.
В ближайшей перспективе «СоюзПромПтица» также рассматривает проект создания своего родительского стада с целью замкнуть все процессы производства мяса птицы и не зависеть от поставщиков инкубационного яйца. Пока предприятие закупает его во Франции. Согласно информации из открытых источников, за период 2023–2024 годов компания инвестировала в развитие основных фондов порядка 2 млрд руб.