Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

В онлайн-кинотеатре Okko продолжается показ сериала «Улица Шекспира» – криминальной драмы о роковой страсти, клановой вражде и больших деньгах. Успешный столичный адвокат Михаил (Дмитрий Чеботарев) старается не вспоминать о своих цыганских корнях. Но однажды в его жизнь врывается любовь из прошлого – красавица Диана (Елизавета Юрьева). И просит о помощи – вызволить из тюрьмы ее дочь. Так спустя 16 лет после бегства Михай возвращается в родные края, где мало что изменилось. Да и чувства к Диане, кажется, вот-вот разгорятся вновь.
В интервью «Ведомости. Городу» Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой, насколько правомерны параллели между «Улицей Шекспира» и Шекспиром, а также рассказывает о своей недолгой карьере в мире современного искусства – на сцене и в жизни.
«Она живет с этой раной годами»
– Шекспир в названии поневоле провоцирует на параллели, и сериал заманчиво прочесть как «Ромео и Джульетту» в альтернативной реальности: герои не погибли, а предпочли расстаться – и вот снова встречаются после долгой разлуки.
– В первую очередь мы все же отталкивались от реальной истории. В Екатеринбурге действительно есть улица Шекспира, там живут цыгане, и девелоперы на самом деле пытались на этом месте чтото построить (в сериале действие перенесено в вымышленный город Вышегорск. – «Ведомости. Город»). То есть мы не закладывали шекспировских аллюзий специально, но они неизбежно возникают. И вообще мне кажется, когда получается мощный образ, он поневоле обрастает дополнительными смыслами и интерпретациями. Если зритель увидит в сериале Шекспира или связи с другой классикой – мне кажется, это замечательно.
– Почему все же ваши герои расстались в первый раз? Виной всему вражда их семей, гордость, еще что-то?
– Думаю, рок прежде всего. Мне кажется, что бы они ни делали, обстоятельства все равно бы их разлучили. Гордая ли Диана? Конечно. Но гордость же питается уязвленным самолюбием, перенесенной травмой – это зачастую способ защиты. В свое время Михай сильно ранил Диану одним своим поступком, ей никто ничего не объяснил, и она живет с этой раной годами. И живет не в Москве, где доступна психологическая помощь и нет ничего зазорного, чтобы попросить этой помощи, – Диана воспитана в патриархальном обществе, где ты с детства осознаешь: никто тебе не поможет, никто не будет вести с тобой задушевные разговоры. Вот из таких вводных выкристаллизовывается ее характер.
– Режиссер Данил Чащин настойчиво рифмует в кадре вашу героиню с пламенем – в первой серии, потом в четвертой. Но огонь, наверное, объясняет не столько характер Дианы, сколько ту роль, которую она играет в жизни Михая?
– Да, все правильно. Михай в первой серии такой сдержанный, столичный человек, и вот в его жизнь внезапно врывается огненная стихия из прошлого. В четвертой серии становится понятно, что у героев в юности было «свое» уединенное место и они там встречались у костра – и это красивый визуальный образ их страсти. Сама история их отношений очень темпераментная – как и сами цыгане.
– Ваш танец из третьей серии – это настоящий цыганский танец?
– Номер ставил Артур Богданов, хореограф в театре «Ромэн», но это не цыганский танец в классическом смысле. Скорее эклектика – с намеком на фламенко, на сценический танец, на «Кармен», но и с цыганскими элементами, той же венгеркой например. Это важная для сюжета сцена – Диане и Михаю нужно во что бы то ни стало поговорить с хозяином вечера, для этого они должны обратить на себя внимание. И Диана идет танцевать во многом от отчаяния, Михай подхватывает. Сцена требовала, чтобы танец был яркий, страстный, и в ходе него зритель должен лучше понять героев и их взаимоотношения. Артур во многом шел от наших с Димой импульсов, подстраивал хореографию под нас.