Четкий след
Международный кинофестиваль «Край света», прошедший на Сахалине в последние дни августа, уже восьмой по счету. Но первый, в котором появилась особая номинация: в дополнение к основной программе фестиваль представил публике «сахалинский след» — фильмы, снятые на территории области, а также работы, в съемках которых принимали участие сахалинцы. Разглядеть особый «островной» стиль пытался «Огонек»
За восемь лет «Край света» занял место одного из ключевых культурных мероприятий на Дальнем Востоке России. Интерес публики к событию, ставшему для острова домашним, а для региона знаковым, очевиден: показы (вход для зрителей бесплатный) набирают полные залы, а центральная часть города, где расположились информационный центр фестиваля и кинотеатр под открытым небом, с раннего утра и до поздней ночи бурлит.
У входа в международный театральный центр им. А.П. Чехова (главной площадки фестиваля) горожане изучают афиши и выбирают сеансы: кто-то идет наобум, кто-то адресно. Как, например, Дмитрий Степанов, который выбрался на показ специально, чтобы посмотреть картину Дениса Селякова «Потерянный остров»: «Это ж фильм про Курилы — это ж про нас. Я там служил, так что нельзя пропустить». Картина, к слову, и правда сильная, повествует о том, как московский журналист оказывается на условном острове Рикоту, где живут буквально полтора десятка человек. В основе фильма — пьеса, в которой есть такой фрагмент: «Москвичей часто упрекают в том, что они не знают России, лежащей за пределами МКАД. Но на Рикоту мне впервые пришлось столкнуться с тем, что и Россия не знает Москвы. Более того, здешние жители уверяли меня, что Москвы не существует! Но, не веря в существование нашей столицы, они имеют столь же смутное представление и о России в целом…» Мария Васильевна, преподавательница из Южно-Сахалинска, «про Курилы» еще не смотрела, но охотно делится впечатлениями со своей подругой, а заодно и с журналистами «про датчан»: «Сомневалась, идти или нет, думала, что фильмы будут заумные, странные. Но не жалею, что пришла, со смыслом кино, качественное»…
В 2018 году программа фестиваля рекордно объемная: 120 фильмов — это очень много. Отбор уникальный: российские фильмы — из программы недавнего «Кинотавра» («История одного назначения», «Война Анны», «Слоны могут играть в футбол»), зарубежные — приехали с фестивалей в Локарно (это самый прогрессивный смотр, где отборщики со всего мира подмечают себе тренды на весь ближайший год), Берлина, Канна, Карловых Вар. Свой подход при выборе кинокартин программный директор «Края света» Алексей Медведев сформулировал так: «Фильмы будут на все вкусы, но одно я могу сказать точно. Моя цель заключается в том, чтобы у каждого из вас нашелся на этом фестивале хотя бы один, но любимый фильм».
«Край света» проходит в островной столице в течение восьми дней, фильмы показывают в режиме нон-стоп одновременно на трех площадках вместимостью от 197 до 568 посадочных мест с раннего утра и до поздней ночи. В дополнение к крытым залам по вечерам работает кинотеатр (на площади перед зданием правительства), где ежедневно транслируются вечерние сеансы. «Это фестиваль, главным героем которого является сахалинский зритель. И это не преувеличение, это так и есть. Этот зритель абсолютно уникальный, на свидание к которому стремятся кинематографисты из России и других стран мира»,— говорит Алексей Агранович, генеральный продюсер «Края света», обращаясь к аудитории во время церемонии открытия.
Размах события для города с населением чуть меньше 200 тысяч человек может показаться чрезмерным, однако на протяжении нескольких лет «Край света» стабильно посещают по 20–30 тысяч островитян, и нынешнее расширение программы смотрится вполне гармонично. Учитывая абсолютную открытость и демократичность фестиваля — здесь нет ни ограждений, ни рамок, ни назойливой охраны,— большинство горожан рады чувствовать себя значимой частью культурного процесса: с удовольствием посещают киносеансы, а затем активно участвуют в обсуждениях с создателями фильмов, приехавшими на Сахалин, чтобы лично представить свои работы (это, кстати, одно из строгих условий попадания в программу).