Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдерHi-Tech

Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: революционная дерзость с прицелом на Марс.

Текст: Роман Фишман

Вернер фон Браун был автором не только ракетной техники, но и научно-фантастических произведений. В книге «Марсианский проект» он описывал землян, колонизирующих Красную планету под руководством президента – Илона. То ли ошарашенный этим совпадением, то ли по собственной склонности, но Илон Маск мечтал о Марсе с детства и, когда по-настоящему разбогател, основал компанию SpaceX, которая совершила революцию во всей космической отрасли. Благодаря инновационным многоразовым ракетам Falcon 9 она стала доминировать на рынке выведения грузов на орбиту и смогла развернуть собственную группировку спутниковой связи Starlink. Однако Маска не оставляла мысль о Марсе, и как только SpaceX стала уверенно подниматься на вершину, ее владелец представил свой главный проект.

В 2016 году, выступая на Международном конгрессе астронавтики, бизнесмен впервые показал эскизы и снимки деталей двухступенчатой ракеты Starship, которая в будущем доставит экипаж на Марс, а затем вернет обратно. Обещаниям Илона Маска верилось с трудом – особенно после того, как он озвучил совершенно наполеоновские планы: двигатель чрезвычайно сложной схемы, до сих пор толком не освоенной, должен быть создан и испытан буквально за несколько лет, а стоимость его производства составит пару сотен тысяч долларов, что на порядок меньше обычных цен. Но когда в 2016 году SpaceX успешно испытала уменьшенный прототип двигателя Raptor, смешки поутихли. Сложная схема работала – и работала на необычном, полузабытом топливе.

Топливо для Марса

Во времена Вернера фон Брауна метан считался одним из перспективных видов жидкого топлива, однако вскоре его вытеснил керосин. «Космическое ракетостроение всегда находилось в тени военного, а военным проще пользоваться керосином, – объясняет разработчик космической техники Виктор Булыбенко. – Этот вид топлива крайне дешев, прост в обращении, не требует охлаждения и может храниться при комнатной температуре, так что заправленная ракета долго остается на дежурстве. Все признавали, что метан – вариант лучше, но технологий для работы с ним долгое время не было». Такие решения появились лишь в последние десятилетия, когда сжиженный природный газ (состоящий из метана на 96–98%) стал дешевле керосина, легко перекачивается по трубопроводам и перевозится танкерами.

Была у SpaceX и другая причина ориентироваться на метан: экспедиции нужно будет не только добраться до Марса, но и вернуться назад, а для этого ракету потребуется заправить свежим топливом. Керосина на мертвой планете не найти, а водород, который легко получить из местного льда, жидкость слишком капризная, текучая, требующая экстремально низких температур, – использовать его для больших ракет-носителей очень сложно. Идеальным вариантом стал метан: его тоже можно синтезировать на месте из марсианского льда и углекислого газа, к тому же это очень простая молекула, самый короткий углеводород, и он не оставляет после себя твердых продуктов горения, что крайне ценно для многоразового использования ракет и двигателей.

«У керосина с этим большие проблемы: при его сгорании зачастую образуется сажа, – говорит Виктор. – Под высоким давлением и температурой она коксуется, уплотняется и засоряет двигатель. Это видно по многоразовым ракетам SpaceX Falcon 9: часть сажи вырывается наружу и покрывает корпус – он темнеет после каждого полета». Зато метан дает только легкие газы, водяной пар и углекислоту, так что выхлоп остается прозрачным, почти невидимым. После использования двигатель не требуется разбирать и чистить – достаточно заполнить бак свежим топливом, и можно отправляться в новый полет. А полностью реализовать эти преимущества позволяет еще одно полузабытое достижение прошлого.

Виктор Булыбенко, инженер-двигателист, руководитель и главный конструктор стартапа RST Space

«Raptor3 можно сравнить со смартфоном: он так ловко и плотно упакован, что со стороны кажется очень простым предметом. Вообще, SpaceX – это Apple в мире космонавтики: они делают нечто революционное – и все сразу бросаются повторять. Многоразовые ракеты – как Falcon 9, низкоорбитальная связь – как Starlink, теперь вот метановые двигатели с предельными параметрами. После появления шедеврального Raptor весь мир начал работать с этой темой».

Замкнутая схема

Любой реактивный двигатель толкает носитель вперед, отбрасывая назад рабочее тело – например, быстрый поток рас каленных газов, которые образуются в камере сгорания. Чем стремительнее они вылетают из сопла, тем больший толчок придают ракете.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пассажир на гиперзвуке Пассажир на гиперзвуке

Первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука на водороде

ТехИнсайдер
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Транспорт будущего Транспорт будущего

Вот уже шесть лет мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами

ТехИнсайдер
Между искусством и фейком Между искусством и фейком

10 эпизодов сюр(реализм)а в моде

Weekend
На что будут способны ДНК-компьютеры будущего? На что будут способны ДНК-компьютеры будущего?

Перспектива развития ДНК-компьютеров

Популярная механика
«Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история «Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история

Почему не стоит испытывать чувство вины за свои решения и как что-то поменять

Psychologies
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Норманны vs славяне. 300-летняя война Норманны vs славяне. 300-летняя война

Кого призвали старейшины: братьев-славян или братьев-варягов?

Дилетант
Гуси у нас Гуси у нас

Как документалист Александр Расторгуев пришел от реализма к сюрреализму

Weekend
Электрический адреналин Электрический адреналин

Арно Жакар первым преодолел маршрут Africa Eco Race на электрическом байке

ТехИнсайдер
Зачем хвалить себя: эксперимент Зачем хвалить себя: эксперимент

Так ли плохо хвалить себя?

Psychologies
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
У банков появился интеллект. Искусственный У банков появился интеллект. Искусственный

Крупнейшие банки почти достигли пределов развития в финансовой сфере

Монокль
10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости — отрывок из книги Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости — отрывок из книги

Отрывок из книги о мистическом опыте народов, живших в VII веке

СНОБ
Стили езды. 10 главных трендов автодизайна Стили езды. 10 главных трендов автодизайна

Встречайте десять ключевых направлений движения индустрии автодизайна

Men Today
Нобелевский комитет захвачен искусственным интеллектом Нобелевский комитет захвачен искусственным интеллектом

Главным героем Нобелевской недели-2024 стал искусственный интеллект

Монокль
Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать

Как развить навык сосредоточенности?

Psychologies
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус

Почему вино может стать кислым и непригодным к употреблению?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении