Маленькая студия Lateral Summer делает фильмы в передовых форматах

РБКHi-Tech

Сложное кино

Маленькая студия Lateral Summer делает фильмы в передовых форматах

Текст Елизавета Архангельская

Основатели киностудии Lateral Summer Наталья Покровская и Антон Уткин начали свой путь в большое кино как энтузиасты-кинолюбители — снимали короткометражки на свои деньги в свободное от основной работы время. Сейчас они работают в своей студии постоянно и ищут нишу в новых форматах: в этом году вышел интерактивный веб-сериал, на очереди — VR-фильм

«Новое приложение Стивена Содерберга навсегда изменит телевидение» — с таким громким анонсом журнал Wired в августе 2017 года представлял интерактивный веб-сериал Mosaic. За пару месяцев до этого в Москве завершились съемки российского аналога прорывного проекта под названием «Все сложно», премьера была назначена на февраль 2018-го. Первый в стране интерактивный веб-сериал — совместная продукция благотворительного фонда «Нужна помощь» и студии Lateral Summer Антона Уткина и Натальи Покровской.

Главная героиня «Все сложно» Катя — девушка с положительным ВИЧ-статусом. Развитие сюжета определяет зритель: на нескольких развилках пользователь выбирает, как «двинуть» историю, чтобы сделать Катю счастливее и привести ее к обнадеживающему финалу.

Молодежный веб-сериал «Все сложно» создан для борьбы с дискриминацией людей с ВИЧ

«Лето», «Черти», «Кинотавр»

Основатели Lateral Summer пришли в кино не сразу: Уткин был дизайнером в «Афише» и собственной студии, Покровская работала копирайтером. Познакомились в «Живом журнале» в 2005 году, через шесть лет стали коллегами в стартапе MentorBot. «Антон хотел делать кино, я тоже была не прочь. Мы начали снимать ученические вещи, разбираться с оборудованием, читать книжки», — вспоминает Наталья.

Молодые режиссеры все делали как «типичные любители»: трудились наосновной работе, а в свободное время придумывали первый проект — фантастическую короткометражку о петле времени. Фильм сняли на свои деньги на фотоаппарат Уткина, он же был оператором. Два актера сыграли бесплатно. Лента участвовала в любительском конкурсе, правда, осталась без призов. После нескольких «ученических» проектов Покровская и Уткин основали Lateral Summer и сняли «серьезную» историю — короткометражку «Лето», вновь в жанре фантастики.

Сценарий писали для международного конкурса под эгидой алкогольного бренда, но выиграть не получилось. Тогда партнеры переписали его уже на русском языке и сняли картину в Москве. На главную роль согласилась актриса Алена Бабенко, собралась полноценная съемочная группа. 300 тыс. руб. собрали через краудфандинг, столько же Покровская и Уткин вложили сами.

С «Летом» они в 2015 году с ходу прошли в конкурсную программу короткого метра фестиваля «Кинотавр», что для молодых режиссеров «с улицы» — прорыв. «Кинотавр» дал нам знакомства, легитимизацию того, что мы в кино, в индустрии», — объясняет Уткин. Через два года партнеры снова попали на фестиваль с проектом «Черти», который анонсировался как «тизер к фантастическому сериалу». Закрепление статуса участника «Кинотавра» заставило Покровскую и Уткина заняться кино всерьез — к тому моменту они уже посвящали Lateral Summer все свое время.

Придумывая интерактивный интернет-сериал, режиссеры вдохновлялись компьютерными играми

Сериал не для ТВ

Студент придумывает приложение, гипнотизирующее людей; медсестра использует тело мужа как передатчик данных; изобретатель создает машину времени — сюжеты фильмов Lateral Summer строятся вокруг технологий. Любовь к технологиям проявилась и во «Все сложно», первом масштабном проекте студии.

Сериал Покровскую и Уткина в апреле 2017 года позвали снимать сотрудники сайта «Такие дела» — социального медиапроекта фонда «Нужна помощь». Через историю героини с ВИЧ редакция хотела дестигматизировать заболевание, говорит представитель фонда Катерина Абрамова. «Нужно было поговорить на острую тему с молодой аудиторией на ее языке», — добавляет Уткин. Интерактивный формат идеально подходил под поставленные задачи. «Способ достучаться до аудитории, которая не смотрит телевизор, аудиовизуальным контентом — это интернет», — подчеркивает Покровская.

Первый драфт сценария, без интерактивной части, для «Таких дел» написал бывший главный редактор сайта Валерий Панюшкин. Уткин и Покровская, оба геймеры-любители, предложили «разветвить» сюжет по образу видеоигр. Так зрители получили возможность выбирать, какие решения принимают герои, и менять ход истории.

«Такие дела» взяли на себя организацию съемок, продюсирование и сбор денег. Студия Lateral Summer сняла 35 роликов: 12 серий и разные концовки к ним. Актеры снимались бесплатно, монтажом занималась Покровская, они же вместе с Уткиным делали цветокоррекцию.

Бюджет «Все сложно» составил 2,7 млн руб. Большая часть средств — из бюджета фонда, гранты предоставили «ВКонтакте» — на продвижение в соцсети — и компания Janssen. Сериал вышел в мобильном приложении «ВКонтакте» и на «Таких делах». Были у фильма и партнеры, помогавшие не деньгами: так, компания «Обед-Буфет» привозила еду на съемочную площадку, а владельцы помещений и оборудования делали скидки на аренду. Без этих льгот стоимость проекта была бы втрое больше, говорит Уткин.

Сериал посмотрели около 350 тыс. раз, среднее время просмотра в премьерные дни составило 19 минут. Создатели довольны: для интернет-проекта «это очень много», говорит Покровская.

«Бутик для нетривиальных задач»

В августе Уткин и Покровская собираются представить на Венецианском кинорынке (деловая часть фестиваля) свой будущий проект, тоже вдохновленный играми, — фантастический триллер для виртуальной реальности (VR). Сценарий написал Уткин, главную роль планирует сыграть Риналь Мухаметов, снимавшийся и во «Все сложно».

Драматургия в VR сильно отличается от традиционного кино, говорит Антон: сюжет разворачивается от первого лица, возникает «ощущение полной свободы действий». Технически проект должен стать симулятором человека в открытом космосе, а смотреть фильм нужно будет в VR-шлеме.

Цикл производства такого кино ближе к играм, поэтому может длиться от трех лет и дольше. Стоимость подобного проекта — до $1 млн, уточняет Уткин. В Венеции у партнеров назначено несколько сессий с потенциальными инвесторами. Если деньги найдутся, фильм будет сниматься для международной аудитории: по прогнозу аналитиков IDC, к концу 2022 года в мире будет продано уже более 39 млн VR-шлемов.

«Надо думать, где индустрия и где деньги», — говорит Уткин о выборе ниши. «Встроиться» в телевидение «очень сложно», а кино практически полностью субсидируется Министерством культуры, перечисляет Антон. Фильмов без поддержки государства — единицы, «это слишком дорого», добавляет Покровская.

Финансовые показатели Lateral Summer основатели студии не раскрывают. Пока кино не приносит дохода, они зарабатывают на смежных проектах: к примеру, Уткин весной снял ролик для Chanel и Buro 24/7, а Покровская делает подкасты для приложения Nike. Осенью они вместе будут преподавать в магистратуре Тюменского университета. «Мы бутик, который решает разовые нетривиальные задачи. Точек роста для студий не так много», — заключает Уткин.

Фото: Lateral Summer; Юрий Чичков для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плей Боуи Плей Боуи

Что помогло парню с саксофоном превратиться в инопланетянина

Esquire
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Вечно молодые Джейсон Стэйтем и Джефф Голдблюм

GQ
Приключения «Мультикубика» Приключения «Мультикубика»

Как коробка из пластика с мультфильмами внутри пытается стать серьезным бизнесом

РБК
Управляющий экзоскелетом чип больше не будет гpeть мозг Управляющий экзоскелетом чип больше не будет гpeть мозг

Ученые на шаг ближе к созданию полноценного экзоскелета

Популярная механика
Сергей Астахов: Я не ангел Сергей Астахов: Я не ангел

Не люблю людей, которые говорят, что прошлое было в другой жизни

Караван историй
Россия не нужна: что будет, когда NASA станет независимым Россия не нужна: что будет, когда NASA станет независимым

В 2019 году может закончиться монополия России на рынке запусков космонавтов

Forbes
Эффект Франклина Эффект Франклина

Человек со стодолларовой купюры был гением лайф-менеджмента

Вокруг света
Теплые роботы Тобиаса Фрейли Теплые роботы Тобиаса Фрейли

Ретрофутуристические сценки из жизни роботов от Тобиаса Фрейли

Популярная механика
8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине! 8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине!

8 вещей, которые легко можно помыть в посудомоечной машине

Maxim
Audi Q3: подход засчитан Audi Q3: подход засчитан

Audi Q3. Достоинства и недостатки первого поколения

АвтоМир
Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
Правнучка Зигмунда Фрейда: «Я не верю в Бога, я верю в Фрейда» Правнучка Зигмунда Фрейда: «Я не верю в Бога, я верю в Фрейда»

Джейн рассказала, как воспитывали внучку великого Фрейда

Psychologies
7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить 7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить

Какие из спутников обыденной жизни могут представлять серьезную опасность

Популярная механика
Как собрать модный офисный гардероб Как собрать модный офисный гардероб

Пять модных комплектов одежды, которые сделают рабочие будни приятнее

Vogue
iPhone из будущего: каким будет новый смартфон Apple iPhone из будущего: каким будет новый смартфон Apple

Осенью мы увидим новую модель iPhone и узнаем, что нового придумали разработчики

Forbes
Светлана Феодулова. Чужая родня Светлана Феодулова. Чужая родня

Семейная жизнь Светланы Феодуловой превратилась в сплошной кошмар

Караван историй
Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда

Идрис Эльба все же не будет Джеймсом Бондом, как выяснилось вчера

Playboy
Денежный удар. К чему приведет изъятие сверхдоходов бизнеса Денежный удар. К чему приведет изъятие сверхдоходов бизнеса

К чему приведет изъятие сверхдоходов бизнеса

Forbes
Легализация отходов: Краткая история мусора от древности до наших дней Легализация отходов: Краткая история мусора от древности до наших дней

Мусор — древнейший спутник цивилизации. Пора его изучить, понять и простить.

Maxim
Понять себя и простить? Понять себя и простить?

Какие ошибки мы совершаем и чем нам поможет опыт неудач

Psychologies
Лучшие фотографии птиц с конкурса Bird Photographer of the Year Лучшие фотографии птиц с конкурса Bird Photographer of the Year

Лучшие фотографии птиц с конкурса Bird Photographer of the Year

Esquire
4 совета, как вернуть бывшего 4 совета, как вернуть бывшего

С какими-то упущениями можно мириться, но есть то, что мы в состоянии изменить

Psychologies
Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини

Фигурам девушек из нашей подборки можно только позавидовать

Cosmopolitan
Гулливеры нашего времени Гулливеры нашего времени

Сравнительный тест Chevrolet Traverse и Volkswagen Teramont

АвтоМир
Обновитесь или будете взломаны: iPhone и Android можно взломать через Bluetooth Обновитесь или будете взломаны: iPhone и Android можно взломать через Bluetooth

Bluetooth поставил под удар любителей не обновляться

Forbes
Тело говорит Тело говорит

Татуировки хоть и стали общим местом, остаются делом сугубо личным

Glamour
Подмосковные вечера Подмосковные вечера

Богемная атмосфера в подмосковном доме

AD
Жестокая правда: сколько стоит свидание и что ты можешь вместо него купить Жестокая правда: сколько стоит свидание и что ты можешь вместо него купить

Жестокая правда: сколько стоит свидание и что ты можешь вместо него купить

Playboy
Сбитый счетчик Сбитый счетчик

Полгода назад обнаружили место, которое назвали кладбищем такси

Esquire
Лучшие шутки дня и салямка с легким говяжьим! Лучшие шутки дня и салямка с легким говяжьим!

Конвейерный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Открыть в приложении