Аресты есть, ясности нет
В Киеве сенсационно объявили о раскрытии убийства Павла Шеремета. Подробности шокируют, но мало что проясняют
Спустя три с половиной года после трагической гибели в центре Киева нашего коллеги Павла Шеремета МВД Украины, наконец, заявило о раскрытии его убийства. Министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что лица, заминировавшие автомобиль Шеремета, установлены и задержаны, а представители украинской полиции на пресс-конференции подробно рассказали, как именно им это удалось и почему следствие шло так долго.
Стоит напомнить, что сразу после трагедии, в июле 2016 года, украинские правоохранители вполне прозрачно намекали, что за убийством Шеремета видят «российский след». Теперь ни о каких связях подозреваемых с Россией нет упоминаний: арестованы люди, которых можно заподозрить во многом, но уж точно не в работе на российские спецслужбы.
«Тихо пришел, тихо ушел»
Сначала в деталях о представленной официально версии. Всего в списке пятеро подозреваемых. По мнению следствия, непосредственно устанавливали бомбу в авто Шеремета рок-музыкант, участник АТО и сержант Сил специальных операций Андрей Антоненко, а также детский хирург-кардиолог и по совместительству волонтер Юлия Кузьменко. Впоследствии, впрочем, выяснилось, что непосредственно в боевых действиях сержант Антоненко не участвовал, а находился на фронте в качестве… музыканта. Он, в частности, является автором неофициального гимна украинского спецназа: «Тихо пришел, тихо ушел. / Враг уничтожен, как был приказ», который в свое время активно рекламировал сам президент Петр Порошенко.
По той же официальной версии, изготовили взрывное устройство, которым взорвали Шеремета, двое других участников АТО: Владислав и Инна Грищенко. Оба в прошлом являлись членами «Правого сектора» (запрещен на территории РФ). Владислав еще до войны имел шесть судимостей за грабежи, разбои и мошенничества, на фронте специализировался в минно-взрывном деле. Инна, по ее собственным словам, сначала руководила тренировочным лагерем для добровольцев, затем занималась фронтовой контрразведкой: выслеживала сочувствующих сепаратистам. Пятым участником группы в МВД называют военнослужащую-контрактницу, медицинскую сестру Яну Дугарь: она проводила разведку на месте, где был припаркован автомобиль Шеремета перед тем, как его заминировали.
В ту же группу, по данным МВД, входили и другие лица: например, участники АТО Иван Вакуленко и Петр Киян. Последний приходится гражданским мужем вышеупомянутой Юлии Кузьменко и близким товарищем Владиславу Грищенко. Правда, их роль в покушении на Шеремета правоохранители не конкретизируют, подозрений тому же Кияну, например, даже не предъявлено. Вакуленко тоже не является подозреваемым, так как к настоящему моменту он мертв — якобы покончил с собой.
На пресс-конференции рассказали, что распутать убийство Шеремета помогло другое преступление: покушение на убийство предпринимателя в Ивано-Франковской области. Его автомобиль тоже пытались взорвать, но взрывное устройство не удержалось на днище машины — бизнесмен заметил подозрительный предмет и немедленно вызвал полицию. Правоохранители не только раскрыли данное преступление, установив исполнителей — тех самых Владислава и Инну Грищенко, но и заметили, что ивано-франковское взрывное устройство имело ту же конструкцию, что и бомба, которой взорвали авто Шеремета в Киеве. Это и навело на мысль, что оба покушения могли быть делом рук одной и той же группы.
Вскоре Владислава Грищенко арестовали. Его жену оставили на свободе: женщину решили использовать в оперативной игре, чтобы установить других участников группы. Телефоны супругов поставили на прослушку. Кроме того, полицейские начали пристально наблюдать за людьми, которые являлись в качестве «группы поддержки» на суды по ивано-франковскому делу — всех «засветившихся» там сличали с кадрами уличных камер наружного наблюдения, записи с которых изъяли после убийства Шеремета. Опознание, к которому привлекли экспертов аж из ФБР, позволило установить, что минерами были Антоненко (его опознали по характерной футболке с принтом и хромоте после операции на ноге, которую он незадолго до покушения на Шеремета перенес) и Кузьменко (ее также опознали по походке, а также по внешности вообще). Что же до «разведчицы», то в ней эксперты признали Яну Дугарь. Иван Вакуленко привлек внимание правоохранителей тем, что после ареста Грищенко пришел забирать его автомобиль: по версии следствия, это свидетельствовало о доверительных отношениях между мужчинами.
Для того чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть подозрения, правоохранители затеяли довольно хитрую спецоперацию. Они отправили Вакуленко повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля, причем намеренно указали, что дело, по которому его будут допрашивать, это дело об убийстве Павла Шеремета. Вакуленко занервничал и позвонил Инне Грищенко, сообщив о вызове. Та тоже встревожилась и принялась звонить другим участникам группы.