10 лучших: кто все эти люди, которые составляют итоги года, и можно ли им верить
К концу 2019 года медиа наводнили подведения итогов года и десятилетия, в том числе, в культуре. Кинокритик Алиса Таежная размышляет, кому сегодня нужны списки лучшего, почему искусственный интеллект еще не справляется с системой рекомендаций и почему в этих списках почти нет новых имен.
Кто все эти люди, которые подводят итоги
Каждый человек, который советует лучшие фильмы года или десятилетия, преследует только одну цель — рассказать про любимое кино, чтобы как можно больше людей разделили его восторг или хотя бы ознакомились с тем, что его так впечатлило. Все очень просто. Сколько бы ни было огульных утверждений о том, что кинокритикам платят за хорошие рецензии, эта версия совершенно абсурдна: сложно даже представить себе голливудскую или европейскую киностудию, которая бы оформляла денежные переводы в ведущие мировые издания, чтобы подкупить авторов на гонорарах или редакторских окладах.
Большинство кинокритиков (как и литературных, и музыкальных) — отчаянно деформированные люди, воспитанные в определенное время на фильмах, которые изменили их жизнь. Для кого-то это были неореалисты, для кого-то — русское перестроечное кино, для кого-то — эра видеопроката, для кого-то — Netflix. Кинокритика всегда была вкусовщиной по определению. Если твоя жизнь — это тысяча фильмов в год, формируется также не только вкус, но и предрассудки, и у каждого они окажутся свои: непереносимость авторов и жанров, провалы в образовании, ограниченность в контексте и языках.
Кинокритики — люди, которые первыми и вне контекста (еще до медийного ажиотажа) смотрят фильмы на ведущих фестивалях, делают интервью с режиссерами и актерами. Они достаточно подкованы в истории кино, но ровно настолько, чтобы отделить сложное неоднозначное кино с авторским взглядом от проходного жанрового мейнстрима. Это совершенно не делает кинокритиков непогрешимыми. И это не отменяет личностного фактора: кинокритик в момент просмотра фильма и написания рецензии может быть уставшим, голодным, в депрессии или ажиотаже, и его эмоциональное состояние совершенно не будет связано с качеством кино. Фильм, который не понравился четыре года назад, может поразить в самое сердце в другой компании и жизненных обстоятельствах, например, вызвать новые ассоциации, которые прежде не приходили в голову. Другая радость для критика — обратить внимание аудитории на фильмы, которые прошли мимо радаров, но стоят обязательного упоминания: за режиссерскую смелость, актерскую игру, операторскую работу и художественные решения, даже если фильм целиком кажется не очень удачным.
У большинства ведущих изданий с традиционно сильной кино-секцией к нынешнему моменту уже вышли итоги десятилетия. Крупнейший агрегатор кинокритических отзывов Metacritic сформировал список самых важных фильмов десятилетия математически по стобалльной системе, другие рейтинги выпустили кинообозреватели по всему миру — от уважаемых редакторов легендарного французского журнала Cahiers Du Cinema до рупора независимого кино IndieWire. Но даже если кинокритики как вид живых существ вызывают у вас большие подозрения, к вашим услугам рейтинги Rotten Tomatoes, IMDb, Кинопоиска, MUBI, в которых регулярно идет обычное киноманское голосование. Не стоит забывать, что золотого стандарта кинокритики не существует, большинство