Итоги года
01.07. Защищенные метры
Вступили в силу поправки в закон о долевом строительстве. Российские застройщики больше не могут привлекать деньги дольщиков напрямую. Теперь они должны получать проектное финансирование в банках, где на специальных эскроу-счетах будут храниться деньги покупателей квартир. Цель нововведения — исключить появление новых обманутых дольщиков, так как деньги девелопер сможет получить только после завершения строительства. Многие строители заявили о возможном повышении цен на квартиры.
10.07
Миллиардеры Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник выиграли суд у бывшего члена Совета Федерации Леонида Лебедева. Соответствующее решение принял Верховный суд штата Нью-Йорк, положив тем самым конец пятилетней тяжбе. Лебедев требовал взыскать с бизнесменов $2 млрд, настаивая, что ему полагается доля от $54,5 млрд, которые «Роснефть» в 2013 году заплатила за ТНК-BP. Ответчики заявляли, что расплатились с ним еще при создании ТНК-BP.
11.07. Лондонские рантье
Английские поместья, замок в Шотландии, 15-этажное здание в Израиле, отели и квартиры — неполный список имущества семьи экс-миллиардера Бориса Минца, на которое 11 июля Высокий суд Лондона наложил запрет на отчуждение по иску банка «Траст». Суд также установил Минцам прожиточный минимум £10 000 в неделю. «Траст» требует взыскать с Минца и троих его сыновей (Дмитрия, Алексея и Игоря) убытки на сумму более $700 млн. Причина разбирательства — покупка банком «ФК Открытие» незадолго до его санации облигаций компании Минцев на 35 млрд рублей.
25.07. Трансформация: Сбербанк — это экосистема
Двадцать пятого июля Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) объявили о создании совместного предприятия в сфере транспорта и доставки еды на базе «Ситимобила» и Delivery Club. Крупнейший российский банк и одна из главных технологических компаний страны хотят создать «ведущего игрока доставки «последней мили» в России» и достойного конкурента IT-гиганту «Яндексу». В СП войдут доли Mail.ru в Delivery Club и «Ситимобил», доля Сбербанка в «Фудплексе» и сервис доставки товаров из магазинов «СберМаркет».
Сбербанк вложит 38,5 млрд рублей, Mail.ru — 8,5 млрд рублей. Благодаря соглашению о создании СП Сбербанк сможет через три года получить контроль над 21,2% голосующих акций MRG и 1,83% ее капитала. Сбербанк строит открытую экосистему и не собирается ограничивать число своих технологических партнеров, говорил Forbes глава банка Герман Греф. Кроме Mail.ru, Сбербанк в этом году нашел еще одного крупного партнера. 26 августа была закрыта сделка по покупке 46,5% Rambler Group у миллиардера Александра Мамута. «Мы инвестировали в эту компанию и стали равноправным партнером в ее развитии», — говорил Греф по поводу сделки. Сколько точно Сбербанк отдал за 46,5%-ный пакет акций, неизвестно. По оценке экспертов, речь шла о 9–11 млрд рублей. Как бы то ни было, инвестиции помогли Rambler Group расплатиться с долгами — медиаактив был заложен по кредиту в банке «Траст».
В октябре Греф ездил в офис Rambler, где познакомился с «атмосферой, коллегами и проектами Rambler Group». На встрече с сотрудниками компании Греф сказал, что сделка с Rambler — одна из «эмоционально приятных».
Однако, завязав дружбу с Mail.ru и Rambler, Сбербанк в этом году потерял — уже в отношениях с «Яндексом». Из-за изменения структуры управления в компании Сбербанк попросили вернуть купленную за символический €1 «золотую акцию» «Яндекса».
26.07. Загадка: Таинственный покупатель
«Газпром» продал два крупных пакета своих квазиказначейских акций, принадлежавших его «дочкам». Оба раза пакеты продавались через биржу и ушли одним лотом в руки одного-единственного покупателя, несмотря на высокий интерес со стороны инвесторов.
Первый пакет размером 2,93% акций «Газпром» продал 26 июля за 139,1 млрд рублей. Цена размещения составила 200,5 рубля за акцию с дисконтом к рыночной цене в 5,4%. Это были бумаги с балансов двух «дочек»: нидерландской Gazprom Gerosgaz Holdings BV и кипрской Rosingaz Limited.
Второй пакет размером 3,6% капитала был продан 22 ноября за 187,7 млрд рублей, или 220,7 рубля за акцию. Дисконт к рыночной цене составил 11%. Брокеры активно подавали заявки на покупку акций из этих двух пакетов, но «Газпром» оба раза сообщил, что «предпочтение отдавалось крупным институциональным инвесторам, ориентированным на долгосрочные вложения». Кто же этот таинственный покупатель? Один из брокеров говорил Forbes после продажи первого пакета, что «по такой цене национальное достояние кому попало не продадут».
Bloomberg писал, что среди покупателей могут быть структуры, связанные с Аркадием Ротенбергом. Его представитель эту информацию опроверг: «Мы и связанные с нами компании акции «Газпрома» не покупаем, не меняем, не инвестируем в них, ничего никуда не перекладываем. Мы мосты и другие инфраструктурные объекты строим». Кроме очевидного, к сделкам есть и другие вопросы. Например: зачем нужно было продавать через биржу, если покупатель был известен заранее и ничто не мешало продать ему пакет напрямую? Таинственные покупатели вряд ли прогадали: до конца года «Газпром» собирается разработать новую дивидендную политику и платить своим акционерам 50% прибыли по МСФО. Для сравнения: в 2016–2018 годах компания платила своим акционерам в качестве дивиденда 24%, 20% и 27% от чистой прибыли за прошедший год (в 2018-м — 393,2 млрд рублей).
16.08. Бизнесмен: Управляемая удача
Почему миллиардер Михаил Прохоров продал свой баскетбольный бизнес и чем он увлечен сейчас
На пороге своего 30-летия финансист, совладелец Онэксимбанка Михаил Прохоров отправился в Соединенные Штаты. В России в середине 1990-х кризисы сменяли друг друга, бушевали корпоративные войны, а будущий миллиардер безмятежно гулял по Брайтон-Бич на юге Бруклина, самого густонаселенного района Нью-Йорка. Больше всего «русская Америка» поразила Прохорова ресторанами — местные блюда были приготовлены в лучших традициях советской кухни и вызывали у него ностальгию по 1970-м.
Времена, когда Михаил Прохоров мог спокойно гулять по Бруклину, давно позади. Покупка баскетбольной команды и ее переезд в Бруклин сделали его американской суперзвездой, а сделка по ее продаже, закрытая в 2019-м, стала крупнейшей в истории НБА. На улицах Нью-Йорка у Прохорова просят автографы, он любимец американской публики и СМИ. В то же время миллиардер уже несколько лет как ушел с российских радаров. Чем же занимался Прохоров?
Эксперименты и везение
В фойе роскошного отеля Four Seasons Moscow было не протолкнуться. В декабре 2016 года лучшим бизнесменам России вручали здесь премию РБК. Церемонию по традиции открыл тогдашний владелец медиахолдинга Михаил Прохоров, после чего лично вручил гендиректору РБК Николаю Молибогу торт в виде шлюпки. На одном из ее бортов кремом было выведено «В одной лодке».
Медиахолдинг, который Прохоров купил в 2010 году, стал для него черным лебедем, говорит знакомый миллиардера. Интерес к СМИ появился у Прохорова, когда он увлекся политикой. Прохоров вникал в стратегию, контент, время от времени предлагал купить другие медиа, сам обзванивал гостей премии РБК, перечисляет его знакомый.
Приход в начале 2014 года нового шеф-редактора РБК Елизаветы Осетинской ознаменовался серией резонансных расследований, в том числе про окружение Владимира Путина. Прохорова это настораживало, признают несколько знакомых с ним медиаменеджеров, но в редакционную политику РБК он не вмешивался, только рекомендовал: «Можно гореть не так ярко и не так быстро сгорать».
В 2016 году прямо во время Прямой линии с президентом ФСБ провела обыски во всех основных компаниях Прохорова, за исключением РБК. «Вот этих — РБК — уйми», — трактует сигнал один из бывших медиаменеджеров Прохорова. Через две недели «Роснефть» предъявила РБК иск о защите деловой репутации. Сумма претензий превысила 3 млрд рублей. После этого СМИ сообщили, что Прохоров выставил на продажу свои основные активы в России. «Сошлось одно с другим», — утверждает его знакомый. По словам собеседника Forbes, Прохоров давно искал покупателей на российский бизнес: «Была усталость». Усталости предшествовало присоединение Крыма в 2014 году, добавляет еще один знакомый миллиардера.
Через неделю после вручения премии РБК за 2016 год суд снизил сумму требований «Роснефти» в 8000 раз, до 390 000 рублей. Одновременно пошли слухи, что Прохоров ведет переговоры о продаже РБК. К тому времени Осетинская и основная часть ее команды покинули медиахолдинг. Спустя полгода Прохоров расстался с РБК, после чего «Роснефть» подписала с медиахолдингом мировую. Прохорова приперли к стенке, но не без помощи влиятельных заступников (одним из них считается глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов) он выкрутился, резюмирует один из бывших медиаменеджеров РБК. При этом собеседник Forbes не держит зла на миллиардера: «Он мог остаться владельцем РБК и поддаться внешнему влиянию, мог свернуть журналистам башку. Но вел себя очень прилично».
Прохоров неплохо справился и с выходом из российских активов, считает знакомый с ним инвестор. По его мнению, главной удачей была продажа пакета UC Rusal до того, как в апреле 2018 года основатель компании Олег Дерипаска попал под санкции США. Новость в моменте обвалила цену акций UC Rusal почти втрое. А Прохоров за два месяца до этого продал 6% UC Rusal миллиардерам Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику, по оценкам, примерно за $600 млн. На подготовку сделки ушло минимум полгода, рассказывает Дмитрий Разумов, гендиректор «Онэксима», холдинга Прохорова: «На самом деле это просто удача, она [сделка] вполне могла тянуться еще пару месяцев». При этом он подчеркивает, что распродажа активов не была вынужденной: «Мы расстались с какимито активами, на которые был покупатель и в которых мы не видели особой перспективы роста».