«Один маленький ночной секрет»: фильм Наталии Мещаниновой нарушил «заговор молчания» о детском сексуальном насилии
Об этом стараются не говорить. Про это стараются не вспоминать. Но у тех, кто прошел через это, картина мира меняется навсегда. Сексуальное насилие в семье, домогательства к детям со стороны близких людей — чудовищное преступление. И совершается оно гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Об этом и новый фильм Наталии Мещаниновой, основанный на автобиографических событиях.
Режиссер и сценарист Наталия Мещанинова, известная по сериалам «Алиса не может ждать», «Пингвины моей мамы», фильмам «Сердце мира»», «Аритмия» и другим, представила свою новую работу: «Один маленький ночной секрет» (My Little Nighttime Secret). Художественная полнометражка по сценарию самой Мещаниновой создана по ее автобиографическим рассказам. Эта невыдуманная история — беспощадная правда о том, что может твориться в, казалось бы, нормальном и милом семействе.
Сюжет фильма
Главной героине — Мире — 14 лет. Девочка живет с мамой, младшей сестренкой и отчимом. 31 декабря она упрашивает мать отпустить ее к подруге на посиделки с девочками, но та не дает разрешения — мать соглашается с мужем, считающим, что подростковая тусовка может быть опасна для девочки. Кто знает, чего ожидать от нетрезвых парней? При этом сам отчим, как только мать выходит из комнаты, похотливо облапывает девочку.
Миле приходится смириться и встречать Новый год с семьей и пришедшими в гости старшими дочерьми отчима. К полуночи все записывают желания на бумажках, чтобы сжечь их под бой курантов. Мила пишет четыре слова: «Хочу, чтобы он сдох». Это жест отчаяния и бессилия — смерть страшного для нее человека кажется ей более вероятным выходом, чем разговор с мамой, вероятное изгнание отчима из дома или его наказание в судебно-уголовном порядке (мать щебечет вокруг родных, усердно создавая «погоду в доме», и ее присутствие явно не мешает отчиму ни заходить ночью в комнату спящей падчерицы, ни задирать ей свитер, когда жена за дверью).
Как только формальные новогодние поздравления окончены, девочка не выдерживает навязанного ей «веселья» и уходит в свою комнату, нарушая старательно созданную взрослыми идиллическую семейную картинку. Раздраженный таким нелюбезным поведением отчим позволяет Миле пойти к подруге.
В подростковой компании Мила оживает, мы впервые видим на ее лице улыбку. Она встречает красавчика Даню и влюбляется — возможно, воображая в нем прекрасного принца, который освободит от ненавистного отчима и подарит искреннюю любовь. Но Даня так же, как и муж матери, видит в ней сексуальный объект, и ничего более. Новые знакомые высмеивают Милу, подруга фактически предает — с ней случается нервный срыв… Фильм завершается тем, что вернувшуюся домой девочку насилует отчим.
В российской версии фильма мы не видим самой сцены насилия — но этого и не нужно, чтобы однозначно понять происходящее. Отчим вдавливает девочку в диван, и под звуки его пыхтения мы видим, как та проваливается, уходит все глубже и глубже, постепенно исчезая…
Эта страшная метафора ярче любого натурализма показывает происходящее с героиней — с ребенком, подвергающимся насилию дома. Происходящее не просто физически больно и отвратительно.