Колобок в аду
«Джон Уик — 4»: Киану Ривз и русская сказка
Выходит в прокат четвертая часть похождений Джона Уика — важнейшей кинофраншизы, порожденной независимым кинематографом в последние годы. За девять лет наемный убийца в исполнении Киану Ривза стал одним из самых узнаваемых героев боевика в истории кино. Как он выжил, чтобы напомнить миру о Тарковском и Республике Беларусь, рассказывает Василий Степанов.
В далеком 2014-м выход «Джона Уика» не предвещал какого-то масштабного развития сюжета. Когда бывший каскадер Чад Стахелски вместе с другим кинотрюкачом Дэвидом Литчем брались за этот замысел, он представлял собой курьезно-постмодернистское переосмысление иствудовского «Гран Торино». Автором сценария был Дерек Колстад. В его официальной фильмографии к тому моменту было всего два пункта — пара дешевых боевиков со стареющим Дольфом Лундгреном. Колстад написал криминальный боевик — историю о 75-летнем наемнике, которому приходится стряхнуть пыль со своих смертоносных навыков. В главной роли предполагалось снимать мощного голливудского старика — типа того же Клинта Иствуда (в начале десятых тому уже перевалило за 80) или Харрисона Форда (на десять с лишним лет моложе, но тоже подойдет). Сценарий получился бесхитростным, но бодрым — понятная история мести словно прямиком из восьмидесятых, пафосное название «Презрение», а в центре — немногословный специалист по убийствам, привыкший доводить все дела до конца. Да, штампы и клише, но ведь клише потому и становятся клише, что работают.
Кто знает, куда бы привели Дерека Колстада голливудские тропы, если бы сценарий со временем не оказался в руках Киану Ривза. Заинтересованность Нео придала проекту совершенно иной антураж — он обрел стиль. Сыгранные Ривзом люди действия обладают особой чувственностью — от «Скорости» и «На гребне волны» до «Константина». И эта чувственность наделила простодушную клюкву про амбициозную русскую мафию и одинокого мстителя, которого русские