Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД
Погрузка сети РЖД снижается уже более полугода и опрошенные Forbes эксперты опасаются, что этот процесс в ближайшее время не остановится. Основные причины — снижение мировых цен на уголь, падение экспорта нефтепродуктов и загруженность Восточного полигона. Большинство из этих факторов продолжат действовать длительное время
На протяжении семи месяцев динамика погрузки РЖД демонстрирует устойчивое падение. По данным РЖД, погрузка на сети в апреле 2024 года сократилась на 3,6%, до 101,7 млн т, к аналогичному месяцу прошлого года. Суммарно за четыре месяца снижение составило 3,2%, до 397,5 млн т. Грузооборот (погрузка, умноженная на пройденное вагонами расстояние) в прошлом месяце снизился на 4,9% к апрелю 2023 года и составил 211 млрд тарифных тонно-километров, а с учетом пробега вагонов порожняком, грузооборот упал на 5,5%, до 260,1 млрд тонно-километров. С начала 2024 года эти показатели сократились на 6,6%, до 840,2 млрд тарифных тонно-километров, и на 6,9%, до 1041,3 млрд тонно-километров, соответственно.
«Ситуация с погрузкой на протяжении четырех месяцев текущего года находится в красной зоне, — говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. — Из-за снижения цен на мировых рынках падает отгрузка каменного угля, никак не стабилизируются отгрузки нефти и нефтепродуктов. И, конечно, негативно влияет дефицит инфраструктуры Восточного полигона».
Падение перевозок ожидалось и ранее, но в меньших объемах. В ходе апрельского брифинга заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило прогнозировал снижение погрузки на 2,7%, до 102,6 млн т. Нынешняя ситуация — не самое глубокое падение перевозок в современной истории РЖД: во время кризиса 2008-2009 годов снижение в отдельные месяцы превышало 33%.
Снижение погрузки ведет к уменьшению доходов РЖД: по оценке главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс» Максима Худалова, сделанной по просьбе Forbes, потери компании от сокращения перевозок грузов «приближаются к 45-50 млрд рублей недополученной выручки за четыре месяца 2024 года». Для сравнения, по итогам 2023 года выручка РЖД по РСБУ составила 2,61 трлн рублей (плюс 16,4% в годовом выражении), доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре принесли 2,24 трлн рублей. Согласно финплану компании, в 2024 году монополия ожидает доходов от грузоперевозок в объеме 2,48 трлн рублей.
Уголь не едет на юг
По словам Иванкина из НИЦ «Перевозки и инфраструктура», снижение перевозок каменного угля оказывает самое значительное влияние на результаты РЖД, так как именно это сырье занимает чуть менее 30% в общей погрузке. Погрузка угля в целом по сети по итогам апреля составила 115,1 млн т (минус 5,3% к январю-апрелю 2023 года).
Причиной падения монополия называет низкий спрос на перевозки угля в порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). По итогам I квартала погрузка угля на экспорт через южные порты упала на 58,3% (минус 4,7 млн т) по причине отсутствия заключенных контрактов на перевалку угля в порту Тамань. Из-за высокого тарифа угольные компании еще в феврале начали снимать заявки и сократили перевалку через терминал ОТЭКО (крупнейший порт в Тамани), добиваясь снижения тарифов. Поскольку в марте и апреле ситуация не изменилась, руководство терминала предложило угледобывающим компаниям и трейдерам переваливать уголь по цене $18 за тонну. Это более чем в два раза ниже цены на услуги термина в январе 2024 года, когда ставки