Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным
За одну неделю с ограничениями столкнулись сразу две крупные цифровых платформы: в Китае Apple была вынуждена удалить из магазина приложений мессенджеры, а в США был принят закон, ограничивающий в стране работу TikTok. Вице-президент по стратегии и инновациям МТС, CEO компании Future Crew Евгений Черешнев объясняет, почему эти события — начало трансформации всемирной сети в набор геополитических кластеров, регулируемых ведущими технологическими державами.
Another brick in the wall
Весной 2024 года осознание бесценности пользовательских данных вышло на уровень геополитики: между двумя ведущими экономиками планеты началась если не полноценная война за данные, то точно обмен чувствительными ударами. 19 апреля Apple из-за требований китайского регулятора удалила из национальной версии App Store несколько мессенджеров, в том числе WhatsApp и Telegram. Через несколько дней президент США Джозеф Байден подписал законопроект, который обязывает китайскую компанию ByteDance, владельца самой популярной социальной сети планеты TikTok, продать бизнес американским инвесторам, в ином случае сервису грозит блокировка в США. Еще через пару дней у ByteDance начались проблемы и в ЕС: Еврокомиссия, угрожая оборотными штрафами, потребовала от представителей сервиса доказать его безопасность для детей.
Три события, которые произошли буквально за одну неделю — это лишь несколько кирпичиков в фундаменте нового информационного уклада, в котором поведенческие, биометрические, телеметрические, генетические, медицинские и иные данные будут приравниваться правительствами государств к некой смеси из гостайны и природных ископаемых ресурсов. Тренд уже не остановить. В августе 2023 года, в Евросоюзе вступил в силу закон о цифровых услугах, (Digital Service Act, DSA). Он вводит для таких платформ, как Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), Google, Wikipedia жесткие правила модерации контента, контроля рекомендательных алгоритмов, защиты детей в сети и т.д. Европейские политики прямо говорят, что норма нужна в том числе для защиты общества от дезинформации.
В 2021 году в Китае вступил в силу закон «О безопасности данных», согласно которому, например, иностранные компании должны хранить и обрабатывать данные граждан КНР только на территории страны, а передача информации о гражданах зарубежным правоохранительным органам без разрешения властей Китая запрещена. В России Facebook тоже запрещен не просто так: если бы имела место гипотетическая ситуация, в которой Роскомнадзор мог модерировать контент Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а правительство США — нет, безусловно, последнее немедленно признало бы сеть Facebook экстремистской и запретило бы к ней доступ для всех граждан США. Примерно, как это сейчас делается для китайской TikTok. Не надо питать иллюзий.