Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой»
Эта сеть магазинов получает до ста заявок в месяц от желающих приобрести франшизу. Основатель и руководитель «Твоей Полки» Вадим Балашов рассказал Forbes, как зарабатывать на сдаче в аренду полок в магазине и поддерживать мастеров ручной работы, почему его бизнесу не угрожают маркетплейсы и что нужно туристам и женщинам

Когда возникла идея «Твоей Полки» и когда вы стали развивать франшизу
— Проект стартовал в Брянске в 2014 году. Мы вдвоем с супругой открыли магазин. Торговля такого формата существовала и до нас. Например, похожий магазин до сих пор работает в Москве, правда, он уже не раз менял владельцев. Когда мы открывались, насколько нам известно, в Ульяновске была торговая точка с заявленной системой аренды полок. В принципе у нас привычная всем комиссионка, но уклон идет не на старые вещи, а на товары, которые делаются руками. Интересные вещи, украшения, сувениры.
Было видно, что этот рынок абсолютно не закрыт. У мастеров ручной работы — это наши основные арендаторы полок — не много вариантов сбывать свои товары офлайн. Есть проходящие время от времени маркеты, но это ситуативное явление. После открытия второй торговой точки нам начало поступать много вопросов от ребят, желающих реализовать что-то подобное, и мы приняли решение о запуске франшизы. А вопросов возникает много: наш бизнес сложно уложить в классификаторы видов деятельности, определить, какие системы налогообложения к нам применимы. Мы на эту тему часто разговариваем с надзорными органами, ФНС. Масштабировать бизнес мы начали в 2017 году, и тогда же был открыт первый наш магазин по франшизе.
— У вас могут арендовать полки не только мастера ручной работы, но и субъекты малого предпринимательства?
— Да, мы сотрудничаем и с самозанятыми, и с ИП, и с юрлицами. У бизнеса, как правило, и так есть варианты сбыта, и наше предложение им менее интересно. Но да, мы принимаем не только ручную работу. Достаточно большой спрос мы видим на винтажные товары. Часто люди хотят реализовать старые вещи, которые лежат дома без дела, но кому-то могут быть интересными. Правда, чем дальше, тем более строго мы к ним относимся — чтобы не стать той самой советской комиссионкой. Должен быть интересный винтажный товар: старая фототехника, коллекционные значки, монеты, банкноты, посуда, сервизы, столовые приборы. Как правило, у нас вещи попроще, чем в антикварных магазинах.
— Производители продуктов к вам могут прийти? Например, меда.
— Все, что не запрещено к продаже, мы принять можем. С медом определенные ограничения, его нужно продавать через систему «Меркурий»: специальная программа, отслеживающая реализацию товаров животного происхождения. Но, например, крем-мед — уже можно без «Меркурия», и мы не против брать крем-мед на реализацию. Некоторое время мы не торговали маркированными товарами: их объем у нас был не слишком велик, было нерентабельно оснащать ради них магазины. Затем маркируемых товаров стало больше, отказываться от них невыгодно. Мы оснастили магазины всем необходимым для реализации таких товаров. Продукты для нас не табу, на косметику с документами тоже особых ограничений нет. Сложности бывают с некоторыми товарами. Например, сахаросодержащие напитки подлежат не только маркировке, но и акцизу, но и такая техническая возможность у нас есть. Например, если кто-то захочет поставлять нам лимонады, можем это организовать, опыт есть.
— Как устроен ваш бизнес: человек арендует полку, платит за это фиксированную сумму, а потом уже от вас получает деньги за проданных матрешек, бутылки лимонада и т.п.?
— Да. Но есть еще комиссионный сбор после продаж. Достаточно большая часть работы у нас автоматизирована. Как правило, наши магазины располагаются в местах высокого пешеходного трафика, в исторических центрах городов. В Москве есть магазин на Арбате, в Петербурге — на Невском. Мастера сами не могли бы арендовать площади в таких локациях. Также предприниматель может рассчитывать, что его товар все время под присмотром: всегда выставлен на полку, правильно обученные продавцы хорошо расскажут о нем. Через автоматическую систему арендаторы получают информацию о своих продажах. Отчеты присылаем ежедневно, чтобы арендаторы планировали, что стоит добавить.