Путь алхимика: как попасть в престижный американский стартап-акселератор Alchemist
Один из самых действенных для стартапов способов запуска в новой стране — прохождение акселератора. Там основатели получают обратную связь от экспертов и докручивают свои проекты, находят партнеров и инвесторов. Forbes Young представляет серию материалов о личном опыте попадания и обучения в самых престижных акселераторах мира. Первая героиня — соосновательница и CEO платформы для развития IT-команд Ace Ирина Сенг. В своей колонке она рассказывает, как пройти в Alchemist, один из топовых американских стартап-акселераторов, и получить от обучения максимум пользы.
Мы решили пройти стартап-акселератор в США в 2022 году. К тому моменту я с партнерами несколько лет развивала в России Vectorly — платформу, которая дает руководителям команд инсайты о продуктивности сотрудников и о том, какие навыки им стоит улучшить. В конце 2021-го я уехала из России, чтобы развивать проект на новых рынках под брендом Ace. В следующем году у нас уже были первые зарубежные продажи. Я хотела масштабировать бизнес в Америке, но почти ничего не знала об этом рынке, проект никто не знал, и я боялась ошибиться. Любой акселератор — в большей степени про нетворк, которого у тебя еще нет. Мы за этим и шли: хотели познакомиться с как можно большим количеством людей в США, регулярно получать обратную связь от экспертов и в результате иметь доступ не только к потенциальным клиентам, но и к инвесторам.
Поначалу мы целились в Y Combinator (YC) — это самый топовый акселератор в США. Подали заявку онлайн и прошли на интервью. Но после него нам отказали. До собеседования в YC мы доходили еще дважды, и оба раза у нас не получалось пробиться. Отказ объясняли тем, что у Ace очень много фичей (частей продукта, дающих новые возможности пользователям. — Forbes Young). Партнеры YC не верили, что мы сможем поддерживать все на нужном уровне. Уже сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что на ранних стадиях развития качество решения и его внешний вид не должны играть ключевую роль. Гораздо лучше признаться, что у вас нет продукта с огромным количеством фичей, но вы протестировали идею через опрос в Google-формах, разработали пилотную версию, пусть даже кривую, и попросили людей за нее заплатить. Реакция будет в разы лучше, чем на рассказ о том, как вы потратили год на разработку продукта и фичей и получили две продажи.
Параллельно мы заполнили онлайн-заявку на попадание в другой довольно крупный американский акселератор — Alchemist. Пусть он и менее престижный, чем YC, но зато в отличие от конкурента нацелен на В2В-стартапы (продают решения бизнесу. — Forbes Young) и помогает выстроить работу с корпорациями. Это именно то, что нужно было Ace. Нам удалось пройти интервью в Alchemist — и нас взяли.
Как устроен Alchemist
Отбор в акселератор происходит так:
- На самом старте вы заполняете анкету на сайте Alchemist и прикладываете к ней ссылку на питч-дек — краткую презентацию о бизнесе.
- Спустя пару недель приходит приглашение на звонок-интервью. На нем вы сначала питчите свой проект, показывая презентацию, на это есть около пяти минут. Затем комиссия из четырех-пяти человек в течение получаса задает вопросы. Вас могут спросить о том, почему вы думаете, что справитесь с проектом и осуществите планы, или почему вы уверены, что ваше решение работает. Лучшим будет ответ: «У нас уже покупают решения, и вот какой отзыв дал один из наших клиентов». При этом покупателей может быть, допустим, всего пять — главное, что они платят за ваш продукт регулярно и дают позитивный фидбэк. Для сравнения, в YC интервью длится всего минут 10 и не предполагает питч.