Как в СССР «делали» главных конструкторов: 5 шагов в бессмертие
Илы, Ту, Аны, Яки: над созданием этих самолетов трудились сотни инженеров, но в названиях их увековечены лишь фамилии их главных конструкторов. Именно главный определяет, каким самолету быть. Хотите узнать, как в Союзе решали, кому суждено занять эту почетную и ответственную должность?
У каждого из великих советских авиаконструкторов путь в авиацию был свой – судьбы Туполева, Ильюшина, Бартини и других уникальны. Кое-что общее все же найти можно. Не пытаясь охватить их все, я решил проследить важные моменты становления будущего главного конструктора на единственном, при этом очень показательном примере – судьбе Владимира Ермолаева.
Почему Ермолаев
С одной стороны, этот авиаконструктор не получил большой известности. Единственный самолет, спроектированный под его началом – бомбардировщик Ер-2 – по объективным причинам оказался не вполне удачным, хотя и сыграл важную роль в некоторых эпизодах Великой Отечественной войны. Его карьера началась в 1931-м, а оборвалась уже в 1944-м: еще молодой главный конструктор заболел сыпным тифом и умер, не выдержав перегрузки труда в военные годы.
С другой, благодаря стремительности его взлета мы можем легко выделить факторы, позволившие ему занять лидерский пост.
Талант и трудолюбие
Закончив механико-математический факультет МГУ, Владимир поступил на работу с конструкторское бюро СНИИ ГВФ, руководил которым авиаконструктор Роберт Бартини.
«Володя был настоящим главным, самоотверженно-трудолюбивым, прекрасно образованным, человеком был хорошим и, что самое важное, талантливым», – так описывал его сам Бартини много лет спустя.