Вернуть связь. 7 шагов навстречу друг другу
В середине прошлого века ученые открыли роль привязанности в жизни ребенка. Сегодня мы знаем, что это основополагающий фактор здорового развития. И знаем также, что она может ослабевать в разные периоды жизни. Каникулы – отличное время, чтобы её восстановить. Как именно – рассказывает психолог Мария Зеленова.
Термин «привязанность» ввел английский психиатр Джон Боулби. В 1950-е годы он убедительно доказал, что родитель (тогда речь шла в первую очередь о маме) играет значительную роль в развитии ребенка. До этого подразумевалось, что мама нужна для удовлетворения каких-то физических потребностей: накормить, помыть, подлечить. А Боулби первый заговорил о том, как важна связь ребенок-мама с точки зрения эмоциональной стабильности. И что именно благодаря этому ребенок потом способен выстраивать адекватные взаимоотношения с миром в целом и справляться с его вызовами. И определяет его отношения с другими людьми в будущем.
Это открытие произвело фурор во всем мире. В обществе начали пересматривать отношение к круглосуточным яслям и детсадам. Родителей стали пускать в больницы, а до этого это не практиковалось вообще. Детям в семье стали уделять гораздо больше внимания. Это был решающий поворот в сторону качественно близких отношений родителя и ребенка.
Идеи Джона подхватила американо-канадский психолог Мэри Эйсворт. В 1960-е она начала исследовать отношения ребенка и матери в Африке, а позже проводила социальные эксперименты, которые позволили многое узнать о детях и изменить взгляд на воспитание. Она смотрела на то, как дети реагируют на разные выражения лица матери, на её уход из комнаты, на появление в комнате незнакомцев и так далее. Все эти наблюдения подтверждали: то, насколько крепкую привязанность ребенок чувствует к матери, зависит, как он переживает стресс и как адаптируется к миру.
Как развивается привязанность
Знаменитый ученый Гордон Ньюфилд занимался теорией привязанности в 1970-х годах в более масштабном формате. Он обозначил 6 этапов развития привязанности.
Первый год жизни
Ребенку жизненно необходимо физически ощущать, что значимый взрослый рядом. Отсюда появляются теории про важность совместного сна, про то, что детей надо носить на ручках и не надо оставлять «проплакаться».
Социальные эксперименты, проведенные в детских домах, показали: малыши, которым обеспечивали еду и минимальный уход, но не брали на руки и не общались, сильно отставали в развитии, вырастали с нарушением когнитивных способностей и поведения.
Второй год
Ребенок начинает брать пример со взрослых, имитирует поведение родителей. Здесь проявляются зачатки любви: родитель отличается от других взрослых, мама улыбается – малыш улыбается, она входит в комнату – он расцветает, активно реагирует, успокаивается с мамой.
Третий год
Ревность и верность. Появляется желание обладать, самое главное — мое. Кризис трех лет: с одной стороны, сепарация, с другой — укрепление привязанности, когда малыш стремится показать, что он самостоятельная личность. При этом строит привязанность с конкретным взрослым – хочу, чтобы именно мама меня помыла, именно папа уложил. Если ребенок не капризничает и продолжает быть «удобным», стоит насторожиться.