Цирк не для детей и кинетическое искусство: что нужно знать о художнике Александре Колдере
22 июля исполняется 125 лет со дня рождения Александра Колдера — американского художника, прославившегося благодаря подвижным скульптурам-мобилям. До сих пор кинетическое искусство неразрывно связано с его именем, но Колдер создавал отнюдь не только его. Рассказываем о его крошечном цирке, проволочных портретах, дружбе с Мондрианом и влиянии на музыку.
Александр Колдер — потомственный скульптор. Скульптурой занимался еще его дед, затем — отец, мать тоже была художницей, и маленький Александр с самого детства мастерил что-то при мастерской родителей. При этом первое образование у него было техническое: Колдер получил диплом инженера-механика в Технологическом институте Стивенса и только после этого приступил к художественному обучению, а затем переехал в Париж, где поступил в академию Гранд-Шомьер.
В Париже Колдер оказался в 1926 году — это было время расцвета нового искусства. Он вращался в кругах конструктивистов и сюрреалистов, был знаком со всеми, кто стоял тогда в творческом авангарде — это Жоан Миро, Жан Кокто, Пит Мондриан, Ман Рэй, Ле Корбюзье. В то же время он начал искать свой художественный язык: ему, конечно, хотелось работать с объемом, но традиционная скульптура казалась слишком громоздкой, тяжеловесной, неживой. Решение пришло в виде проволоки — Колдер начал мастерить из нее сложные формы, напоминающие графические рисунки, но объемные.
Проволока не взялась из ниоткуда: еще отец и дед художника использовали ее для каркасов скульптур, в Америке работа с проволокой для поддержки была распространенной практикой. Колдер попросту убрал то, что обычно наслаивалось на каркас — так и получались его проволочные портреты, легкие и динамичные в своей графичности.
Художника занимала идея передачи движения в статичной, казалось бы, скульптуре, поэтому свои проволочные работы он начал делать с подвижными сочлелениями: например, у фигурок двигались руки и ноги, как у марионеток, да и сама проволока оставалась пластичной. Заинтересовавшись цирком (цирковая традиция исторически была сильна и в США, и во Франции), Колдер сделал собственную миниатюрную арену с акробатами, укротителями львов, самими львами, лошадьми, слонами и клоунами (все они двигались при помощи нитей, каучуковых трубок и проволочных стержней) и давал представления для друзей. «Колдер