На изящном: история картины Роберта Фалька «Старая Руза»
С 8 июня по 24 сентября в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Выбор Добычиной», посвященная проектам Художественного бюро одной из первых российских галеристок начала XX века — Надежды Евсеевны Добычиной. Наш колумнист Мария Аборонова, автор рубрики #на_изящном и телеграм-канала art.is.new.sexy, прошлась по выставке с куратором Анной Скляревской и рассказывает историю создания одной из картин экспозиции.
Надежда Добычина была одним из главных героев галерейной жизни десятых годов XX века. Она успела поработать со всеми известными художниками, включая Шагала, Гончарову, Машкова, Кончаловского, и настолько активно крутилась в художественной тусовке, что Лазарь Розенталь называл время расцвета деятельности ее Художественного бюро «добычинской эпохой». Чтобы оценить вовлечение Добычиной: в доме, где после 1914 года находилось бюро, прошла «Последняя футуристическая выставка картин 0,10» — та самая, на которой впервые представили «Черный супрематический квадрат» Малевича.
Художественное бюро Добычиной открылось в 1911 году, а уже в 1912-м у него появилась постоянная экспозиция — работы современных художников, среди которых были и передвижники, и авангардисты, и даже мало кому известные молодые художники. Сама Надежда Евсеевна Добычина, она же Гинда-Нека Шиевна Фишман (Добычина по мужу), родилась в семье «евреев из мещан», поэтому в том числе активно поддерживала многих еврейских художников. Критик Александр Ростиславов охарактеризовал это сочетание так: «Красиво уживаются рядом произведения художников, взаимно считающих себя очень далекими друг от друга».