Один из богатейших людей на планете: как живет и чем владеет Бернар Арно
«Король роскоши» — так журнал Time назвал концерн LVMH, внеся его в список самых влиятельных компаний в 2023 году. Хотя король здесь его президент — Бернар Арно, без которого вообще ничего бы не было
«Невысокий, подтянутый, несколько неуклюжий мужчина провел свои первые десять месяцев здесь, в окружении грязно-коричневых стен и с простым деревянным столом», — писал в 1989 году The New York Times Magazine о Бернаре Арно. На тот момент ему 40 лет, позади — оставленная мечта стать пианистом («Я был талантливым, но, чтобы преуспеть в этой области, нужно быть сверходаренным»), диплом инженера, работа в семейной строительной фирме, основанной еще его дедом, попытка создать подразделение бизнеса в США и наконец поворот на 180 градусов — в мир моды.
Арно до LVMH и LVMH до Арно
Рассказывая о Бернаре Арно, журналисты любят припоминать историю, которая могла бы лечь в основу захватывающего фильма о том, как приехавший в Штаты европеец заговорил с нью-йоркским таксистом и, спросив, знает ли тот, кто такой Жорж Помпиду, получил ответ: «Нет, зато я знаю Кристиана Диора».
По киношной случайности через несколько лет текстильный конгломерат Boussac, помимо прочего, владевший Christian Dior, обанкротился, и молодой бизнесмен поспешил его купить — вложив $15 млн семейных денег и заручившись финансовой поддержкой со стороны партнеров. Первое же решение на руководящем посту обеспечило Арно прозвище Волк в Кашемировом Пальто, которое закрепится за ним на всю жизнь, а потом даже перейдет по наследству к его дочери Дельфине. Он продал части бизнеса Boussac, которые не казались ему прибыльными, и уволил 9 тыс. человек, хотя, по словам чиновников, обещал сохранить рабочие места и активы. Сам Арно говорил, что единственное обещание, которое он тогда давал, — это сделать компанию прибыльной.
Параллельно с этим во Франции шла сделка века — слияние двух крупнейших люксовых компаний Louis Vuitton и Moët Hennessy (бренд шампанского объединился с производителем коньяка еще в 1971-м). Поскольку второй актив был намного больше первого, пост председателя образованного конгломерата достался Алену Шевалье из Moët Hennessy, а Анри Ракамье, женатый на правнучке Луи Виттона, стал вице-президентом LVMH.
Последнего роль правой руки, впрочем, не устроила, что послужило поводом для затяжной войны: Шевалье и Ракамье срывали планы друг друга, не сходились в решениях и даже уничтожали канцелярские принадлежности, где имя одного было указано выше имени второго. У двух бизнесменов в принципе было разное понимание роскоши: Louis Vuitton хотела спонсировать струнный квартет с инструментами Страдивари, а Moët Hennessy восторгалась, когда победителей «Формулы-1» обливали их шампанским. «Шампанское можно найти на полках любого супермаркета, — подливал масла в огонь Ракамье, — в то время как наши изделия из кожи требуют эксклюзивного распространения».
Все это очевидно мешало развитию LVMH и требовало привлечения руководителя со стороны. Молодой, амбициозный и уже имеющий опыт работы с люксом Бернар Арно казался идеальным кандидатом. Но тот, едва вступив в игру, заручился поддержкой инвестиционной компании Lizard и пивного гиганта Guinness, нарастил свою долю до 43,5% акций и вытеснил из группы сначала Ракамье, а потом и Шевалье.
Последний с горечью констатировал: «Когда-то была эпоха профессиональных менеджеров. Теперь власть в руки взяли капиталисты». В 1989 году, как писал The New York Times Magazine, капиталист «был коронован как глава крупнейшей в мире компании по производству предметов роскоши» и после «самой оскорбительной и гламурной битвы в совете директоров, которую когда-либо видела Франция» наконец добрался до ремонта в кабинете, достойного его нового положения.
Рекордсмен по деньгам
В последующие годы король совершал крестовые походы по люксовым компаниям, забирая одну за другой. Сегодня в портфолио LVMH — 75 брендов, работающих в шести секторах: вина и спиртные напитки, мода и изделия из кожи, парфюмерия и косметика, часы и украшения, розничная торговля, а также лайфстайл, куда входят, например, парк развлечений Jardin d'Acclimatation, судостроительная верфь Royal Van Lent, газета Le Parisien и сеть отелей Cheval Blanc.