Нектар для РПЦ: как неудавшийся пчеловод запустил всероссийский агрегатор меда
Чтобы обучиться искусству добычи меда, Евгений Терешев объездил пол-России. Но запуск собственной пасеки провалился — пчелы погибли из-за сурового петербургского лета. Тогда Терешев стал скупать мед из разных уголков страны и перепродавать небольшим магазинам. Сегодня выручка его проекта превышает 15 млн рублей в год, а среди заказчиков — Санкт-Петербургская митрополия РПЦ
На вопросы Forbes Евгений Терешев отвечает на бегу: готовится к свадьбе. Брак почти что по расчету, шутит предприниматель: невеста из Черногории — региона, идеально подходящего для пчеловодства.
Собственная пасека была голубой мечтой Терешева. В детстве он ловил пчел, собирал пыльцу с их задних лапок и пробовал на вкус — и таким нехитрым способом научился различать двадцать сортов меда. Чтобы понять, как заработать на увлечении, Терешев объездил больше десятка пасек на Алтае и в Башкирии. Но северное лето убило 50 000 его пчел и надежды на производство меда под собственной маркой. После этого коллапса предприниматель освоил новую нишу в медовом бизнесе: стал посредником между пасечниками со всей России и небольшими магазинами. Теперь он надеется возродить и свое производство.
Мерчендайзеров начальник
Терешев родился в Костромской области, в городе Нея с 9000 жителей. Отец был военным, поэтому семья часто переезжала с места на место: Кировская область, Башкортостан и, наконец, Санкт-Петербург. Там Евгений окончил школу и поступил в Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет. После устроился супервайзером мерчендайзеров в тогда еще небольшое российское подразделение шведской компании Tele2 — контролировал открытие и оформление новых салонов сети. Уволился спустя два года, когда после покупки Tele2 госбанком ВТБ и последующей перепродажи компании акционерам банка «Россия» изменился состав руководства и корпоративная культура.
В 2013 году 24-летний Терешев решил стать предпринимателем. В интернете нашел объявление о поиске партнера в сервис доставки экопродуктов dostavkaspb.com. Недолго думая, занял необходимую сумму — 350 000 рублей — у родителей и стал партнером Романа Демидова, основателя dostavkaspb.com (ООО «Озеро»). «Я тогда параллельно занимался еще одним проектом — интернет-магазином стикеров parasitakusok.ru. Захотел сфокусироваться на нем, а управление сервисом доставки продуктов передать партнеру», — вспоминает Демидов. По словам Терешева, бизнес де-факто перешел к нему, хотя юридически числился за Демидовым. Компания приносила предпринимателю около 100 000 рублей чистой прибыли ежемесячно. «Все эти деньги Евгений забирал себе, я совсем отошел от дел», — подтверждает Демидов.
На, казалось, стабильном бизнесе поставило крест продуктовое эмбарго 2014 года. «Половина ассортимента пропала, и проект пришлось закрыть. Его можно было реанимировать, заменив импортные товары российскими, но мне этого не хотелось: я был вегетарианцем, а из отечественных продуктов лучше всего бы шли яйца и мясо. Это диссонировало с моими взглядами», — объясняет Терешев. Он вышел из бизнеса, забрав вложенные 350 000 рублей, и принялся обдумывать новые проекты.
Пчела ужалила
После закрытия dostavkaspb.com Терешев вспомнил про детское увлечение пчеловодством. Чтобы понять, что происходит на этом рынке, он сходил на выставку меда в выставочный центр «Ленэкспо». «Я увидел, что 70% того, что там продается, — это контрафакт под видом меда», — негодует предприниматель. Такие цифры — до 70% фальсификата на полках магазинов — приводит и основатель компании-производителя продуктов из дикоросов «Дико вкусно» Юрий Чирков: по его словам, многие производители разбавляют мед или кормят пчел сахаром. «Мне захотелось отыскать производителей настоящего меда и попробовать изменить положение дел на рынке», — говорит Терешев.
Искать стал на многочисленных интернет-форумах медовиков, где познакомился с несколькими пчеловодами, которые держали пасеки в Псковской, Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае. В октябре 2014 года Терешев заказал у них в общей сложности 100 кг гречишного и цветочного меда. Чтобы убедиться, что мед настоящий, он запрашивал у производителей документы и сертификаты продукта, а также опирался на личную экспертизу: «Настоящий мед расщепляется у меня на языке и превращается в чистую энергию. С контрафактным так не происходит».