“Компания без офисных битв – неживая система”
Офис не место для баталий? Как бы не так! Все призывы из серии «Давайте жить дружно» обречены на провал, потому что в нашей базовой комплектации заложена борьба, считает психолог Татьяна Мужицкая. Но всегда ли мы понимаем, какие глубинные причины приводят к конфликтам, и можно ли их минимизировать?
Еще вчера миролюбивые коллеги вдруг сегодня начинают рычать, как тигры, хотя ничто не предвещало агрессии. Подготовленные переговоры на глазах расходятся по швам, и договор летит в корзину. На совещании вдруг ни с того ни с сего все присутствующие срываются на крик, а потом не могут объяснить, что на них нашло. Из-за чего возникают яростные стычки и как их избежать?
Psychologies: Неужели в работе не обойтись без конфликтов? Разве нельзя договориться?
Ну что вы! Рабочие конфликты в компаниях, где есть хотя бы два человека, неизбежны, иначе это неживая система. Борьба заложена в нашу базовую комплектацию. Чаще всего она связана с территорией и иерархией. Вот реальная ситуация: приезжают менеджер по продажам и руководитель проекта на переговоры. Им говорят: «Проходите в переговорную, берите какие хотите чашки, садитесь, где удобно». Один взял серую чашку и сел на обычный стул. А другой выбрал кружку с надписью «Я люблю Лондон» и занял единственное кожаное кресло. Это было кресло одного из директоров, который на переговорах сел напротив (что на невербальном языке означает оппозицию), а кружка принадлежала начальнице HR-отдела, которая забросала гостей каверзными вопросами. Переговоры провалились. На следующую встречу поехал один руководитель проекта, взял серую чашку, сел на стул. Презентация не изменилась содержательно, ее лишь иначе распечатали. Проект был принят: «Ну вот, другое дело!» Это же то, о чем никто никогда не говорит, – подумаешь, чашка, кресло… Обычно считается, что конфликты в организациях связаны с полномочиями, ресурсами, сроками. Огромное количество конфликтов возникает гораздо раньше выдачи заданий. Мы бессознательно, на уровне животного, считаем что-то своей территорией. Когда на это посягают, раздражаемся и ищем, куда выплеснуть гнев.
В офисе техника, мебель – казенные, даже пространство общее – опенспейс. Что там делить?
О, очень многое! Страсть бизнеса к опенспейсу, с одной стороны, ведет к открытости. С другой – порождает скрытые конфликты. Пример: сотрудники консалтинговой компании ездят по городам, и у них нет своих столов, все общее. И специалист высочайшего уровня, с двумя европейскими дипломами, мне рассказывает: «Я два месяца работал за столом, считал его своим, и вдруг ночью прилетел коллега и занял его. По правилам, все по-честному, но ничего не могу с собой поделать – этот парень меня страшно раздражает, и мне стоит больших усилий вернуться в разговоре в конструктивное русло». Еще пример. В IT-компании после себя нужно оставить чистое рабочее место. Но обязательно кто-то «случайно» забудет ручку или ежедневник – мы так же помечаем полотенцами лежаки на курортах. И злимся, если кто-то занял наш лежак, несмотря на знак. Работа в опенспейсе, особенно для новичков, чревата конфликтами. Кто-то громко разговаривает по телефону, кто-то надушился сильным парфюмом, и в нас это вызывает абсолютно животное раздражение. Мы не осознаем, откуда оно взялось, но ищем этому выход и, как правило, спускаем пар в рабочих вопросах. А еще коллеги любят взять без спроса степлер или ручку. И мы злимся еще до того, как поймем, что это ерунда. В нашей культуре нет уважительного отношения к границам, отсюда много