И стены помогают
Цвет стен в своей квартире в центре Москвы дизайнер Екатерина Нечаева выбирала так, чтобы он выгодно оттенял вид на храм Григория Неокесарийского, который стоит прямо у ее окна
“Эта квартира досталась по наследству, и мы с мужем уже третье поколение, здесь живущее”, — начинает рассказ Екатерина Нечаева. Она находится в доходном доме великой княгини Елизаветы Федоровны, построенном более века назад по проекту архитектора Дмитрия Михайловича Челищева, и краеведы говорят, что княгиня даже собственноручно делала правки в чертежах. Сперва дом использовали как общежитие для сестер Марфо-Мариинской обители, а в 1930 году в соседнем переулке построили Институт геологии, и дом переделали под профессорские квартиры. Екатерина вспоминает: “Именно тут поселился профессор Лев Вениаминович Гладилин, который и был родственником бабушки моего мужа. Когда Инга Борисовна умерла, я полгода разгребала эту квартиру. Здесь сохранилось вообще все, например метрики рождения всех жильцов и их родственников с конца XIX века — это были огромные чемоданы с фотографиями и документами”.
Помимо документов в квартире осталось немало мебели, которую Нечаева долго и дотошно восстанавливала. Например, тумбу в гостиной (на заглавном фото) реставратор делал два года — снимал весь рисунок, отрисовывал его в векторе, потом вырезал из латуни; узор не совпадал, и приходилось переделывать, но в итоге все получилось. Латунная вставка залита эпоксидной смолой с краской: Екатерина не хотела, чтобы тумба выглядела как новодел, а такой прием позволил сохранить налет старины.
Дизайнер сумела восстановить даже старый паркет. Она рассказывает: “Он был в ужасном состоянии, но целый, мы его тщательно снимали, калибровали и заново укладывали. А в коридоре вообще сохранился исторический — он приклеен на битум, и его нельзя снять, но мне нравится, что он немного потертый и музыкально поскрипывает”.
В одном из чемоданов Екатерина обнаружила подушечную вышивку 1940‑х годов, которую повесила в раму под музейное стекло, чтобы она не выгорала. Цветовая гамма этой вышивки повлияла на оформление гостиной, хотя основную роль сыграла обстановка на улице. Почти из всех окон квартиры открывается фантастический вид на храм Григория Неокесарийского. “Есть такой прием, когда ты улицу “переносишь” в интерьер, чтобы все жило вместе. В гостиной я взяла лососевый оттенок, в спальне — зеленый, а в кабинете — желтый”, — объясняет дизайнер. Делать однотонные стены ей показалось скучным — так появилась идея с градиентной окраской, за исполнение которой взялся художник Андрей Бергер из FGA Street Art Platform. А вот стены в коридоре Екатерина расписала сама, и вдохновила ее на эту работу картина из коллекции Инги Борисовны. “В багетной мастерской мне сказали, что это работа XIX века, но автор не указан. Я решила повесить картину в коридоре и взяла из нее цвета, формы и линии для росписи стен. А потом поняла, что напротив будет очень хорошо смотреться работа Кирилла Басалаева”, — рассказывает Екатерина. Она вообще предпочитает современное искусство и собирает коллекцию. Ее лучший экземпляр — работа Марины Кастальской, выполненная из бумагомассы на перевернутой двери. На ней изображены двенадцать апостолов, чаша с вином и хлеб (он, кстати, настоящий). Дизайнер увидела ее на выставке несколько лет назад, а закончив ремонт, поняла, что эта работа должна быть у нее, благо она еще не была продана.
Екатерина любит не только необычное искусство, но и неожиданные приемы в оформлении интерьеров. Например, потолок в коридоре она решила оклеить обоями с золотом и ржавчиной: пространство с цветным потолком ей кажется куда более интересным, чем с белым. А вот полы в ванной и на кухне отделала привычным мрамором: во время ремонта Екатерина поехала в Венецию, и ей так понравились мраморные полы во Дворце дожей, что она решила сделать дома похожие. Такой тщательный подход и внимание к деталям помогли дизайнеру, которая любит минималистичные интерьеры, оформить квартиру в историческом центре, разместив в ней весь наследственный антиквариат.
Фото: Сергей Красюк / архив пресс‑службы