Люди в черном: 7 лет в монастыре
Каждый из нас время от времени задумывается о своем предназначении. Мы ищем, ошибаемся, снова ищем и иногда находим. Наша героиня Мария Кикоть решила уйти в монастырь и даже представить себе не могла, чем обернется ее выбор. Она так и не стала монахиней и считает, что это к лучшему.
Поиски
Одних в монастырь приводит общая неустроенность в миру, других – религиозное воспитание. Женщины довольно часто принимают такое решение из-за проблем в личной жизни. У меня было немного иначе. Я закончила медицинский институт, но доктором не стала, увлеклась фотографией: много снимала для глянцевых журналов, путешествовала. Мой молодой человек увлекался буддизмом и заразил этим меня. Мы ездили по Индии и Китаю. Было интересно, но я не погружалась в веру «с головой». Искала ответы на волновавшие меня вопросы. И не находила. Потом заинтересовалась цигуном — своеобразной китайской гимнастикой. Но со временем прошло и это увлечение. Мне хотелось чего-то более сильного.
Как-то мы с подругой ехали на съемку и остановились переночевать в православном монастыре. Неожиданно мне предложили подменить там повара. Я люблю такие вызовы! Согласилась – и проработала на кухне две недели. Так в мою жизнь вошло православие. Я начала регулярно ходить в храм. После первой исповеди чувствовала себя замечательно. Я заинтересовалась религиозными книгами, соблюдала все посты... Погрузилась в этот мир с головой и однажды поняла, что хочу большего. Я решила уйти в монастырь.
От этого шага меня отговаривали все, включая батюшку. Но старец, к которому я поехала, дал благословение.
В монастырь я приехала промокшей, замерзшей и голодной. На душе было тяжело, в конце концов, не каждый день так круто меняешь свою жизнь. Я, как и любой нормальный человек, надеялась, что меня накормят, успокоят и, главное, выслушают. Но вместо этого мне запретили разговаривать с монахинями и отправили спать без ужина. Я расстроилась, конечно, но правила есть правила, тем более речь шла об одном из самых строгих монастырей России.
Смирение
Монастырем управляла сильная, властная и, как оказалось, очень влиятельная женщина. Во время первой встречи она была приветлива, улыбалась, рассказывала, по каким законам идет жизнь в обители. Уточнила, что ее нужно называть матушкой, остальных – сестрами. Тогда я поверила, что все живущие в монастыре – одна большая семья. Но увы...
Это было царство бессмысленных ограничений. За столом не позволялось без разрешения притрагиваться к еде, нельзя было есть второе, пока все не доедят суп. Нам запрещали дружить, мы не имели права даже разговаривать друг с другом. Постепенно я поняла: так устроено для того, чтобы сестры не могли обсуждать настоятельницу и монастырский уклад. Матушка боялась бунта.
Я пыталась практиковать смирение. Когда меня что-то пугало, думала, что просто вера моя пока слаба, а никто не виноват.
Дальше – больше. Я заметила, что во время трапез обязательно кого-нибудь отчитывают. По самым незначительным поводам («взяла ножницы и забыла отдать») или вовсе без них. Согласно церковному регламенту, подобные разговоры должны проходить с глазу на глаз: твой наставник не только ругает, но и выслушивает, предлагает помощь. У нас же все превращалось в жесткие публичные разборки.
Питались мы тем, что жертвовали прихожане или близлежащие магазины. Как правило, нас кормили просроченными продуктами. Все то, что производили в обители, матушка дарила вышестоящим церковнослужителям.
Постепенно жизнь в монастыре стала казаться мне каторгой, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы. Понятно, что монашество не курорт. Но ощущение постоянного надлома тоже не кажется нормальным. Сомневаться в правильности послушания нельзя, допускать мысль о том, что настоятельница неоправданно жестока, – тоже. Здесь поощрялись доносы. Я не могла ябедничать, за что бывала неоднократно наказана. Самой страшной карой считалась ссылка в монастырь в глухой деревне. Я эти ссылки любила. Там можно было немного отдохнуть от чудовищного психологического давления и перевести дух.
Примерно треть обитателей монастыря психически нездоровы. Истерики монахинь «лечились» визитами к православному психиатру – по друге настоятельницы. Та выписывала сильнейшие лекарства, превращавшие людей в овощи. Многие спрашивают, как в монастыре борются с сексуальным искушением. Когда ты постоянно находишься под жестким психологическим давлением и пашешь с утра до ночи на кухне или в коровнике, желаний не возникает.
Путь назад
Я прожила в монастыре семь лет. После череды интриг и доносов, незадолго до предполагаемого пострига у меня сдали нервы. Я не рассчитала, приняла убойную дозу лекарства и попала в больницу. Полежала там пару дней и поняла, что обратно не вернусь.
Это было трудное решение. Послушники боятся покидать монастырь: им внушают, что это предательство Бога. Пугают страшной карой – болезнью или внезапной смертью близких. Но я постепенно возвращалась к мирской жизни. После долгих лет, проведенных в изоляции, заново привыкать к шумному миру очень тяжело. Спасибо родителям и друзьям, которые помогали мне в этом. По-настоящему я освободилась, когда написала о пережитом в Интернете. Постепенно я выкладывала свою историю в своем блоге. Это стало отличной психотерапией, я получила много откликов и поняла, что не одинока.
В результате из зарисовок сложилась книга «Исповедь бывшей послушницы». Когда она вышла, отклики были разными. К моему удивлению, меня поддержало много послушниц, монахинь и даже монахов. Конечно, были и те, кто осудил. Число статей, в которых я предстаю то «редакторским вымыслом», то «неблагодарным чудовищем», перевалило за сотню. Но я была к этому готова. В конце концов, люди имеют право на свою точку зрения, а мое мнение не истина в последней инстанции. Прошло время, и теперь я точно знаю, что проблема не во мне, виновата система. Дело не в религии, а в людях, которые трактуют ее таким извращенным образом. Благодаря этому опыту я поняла: надо доверять своим чувствам. И не искать белое черном – его там нет.
Фото: PR; Facebok
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl