Юрии Набатов
Юрий Набатов инвестирует в урбанизм: его компания «Нева Тревел» спроектировала и вывела на линию Петербург — Кронштадт сверхновые прогулочные суда — скоростные катамараны проекта «Котлин», построенные на Средне-Невском заводе: сейчас это самый быстрый способ домчать от Эрмитажа до «Острова фортов». За футуристическую [пока что!] программу «Морской Петербург» бизнесмен и мореход [с кругосветкой за спиной!] взялся в 2009 году, когда это еще не было мейнстримом: принял в управление небольшое семейное предприятие с речными трамвайчиками и за 15 лет сделал лидером отрасли. Свистать всех наверх: у недавно заявленной стратегии «Петербург — туристическая столица России» давным-давно надежный штурман!
Как штурман дальнего плавания стал капитаном петербургского туризма
Реки и каналы Петербурга всегда были частью моей жизни. Отец, Андрей Набатов, основал «Неву Тревел» в 1995 году, и я работал у него на речных трамвайчиках матросом, потом мотористом. Одно из самых ярких воспоминаний детства — путешествие на небольшом теплоходе из Питера в Выборг и дальше по Сайменскому каналу (на границе между Россией и Финляндией. — Прим. ред.) в Сайменские озера. Проход через шлюзы и красота озера отложились в памяти на всю жизнь. Сейчас из-за закрытия границ такая прогулка — что-то нереализуемое.
Учиться я поступил в Морскую академию им. Макарова на инженера-судоводителя. Практика — на грузовых судах, выполнявших трансатлантические рейсы. Потом пересел на пассажирский лайнер, ходивший в Норвегию, Исландию, на Шпицберген. Штурманом совершил кругосветное плавание на круизном лайнере: стартовали из Германии, обогнули Европу, пересекли Атлантику и Магелланов пролив, далее чилийские фьорды, Французская Полинезия, Гавайи. Оттуда взяли курс на Японию, Корею, потом Китай, Вьетнам, Индонезию, Индию и обратно в Европу. Хорошо запомнились тихоокеанские шторма, когда ты понимаешь, что под килем 5 000-6 000 метров, а до ближайшего берега 3000 км — и, случись что, любое судно будет добираться до тебя неделю!
Но куда бы ни забрасывала меня волна, никогда не забывал о Петербурге. Пока учился в академии, помогал чем мог семейному бизнесу. А в конце 2000-х постепенно принял у отца дела.
Зачем туристам верфи, ледоколы и ЗСД
В Петербурге в 2008-2015 годах рос зарубежный и в особенности китайский туризм. Весь наш бизнес оказался заточен под их прием. Десятками привозили автобусы с организованными группами, и все они ждали эдакого путешествия по имперскому Петербургу с русской балалайкой и матрешкой.
Потом наступило время скоростного флота и прогулок по Неве по новым — урбанистическим! — маршрутам. К примеру, популярный тур «Забытые острова» проходит по Малой Неве. 10 лет назад здесь была одна промка — смотреть нечего. Сейчас все преобразилось, появились новые открыточные виды: ЗСД, стадион «Газпром Арена», «Лахта Центр». К последнему я, как и многие петербуржцы, поначалу относился со скепсисом, но сейчас очевидно, что это новая доминанта. И петербуржцам такой маршрут интереснее, чем золотая классика. Еще одно изменение — 10 лет назад за Благовещенским мостом была фактически закрытая зона, то есть с воды не посмотреть «Адмиралтейские верфи», Балтийский завод, ледоколы, грузовой порт.