Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о стрит-арте

СНОБКультура

Сергей Кузнецов: Стрит-арт — как свежая газета, странно хранить ее долгие годы

Беседовала Ольга Богданова

Сергей Кузнецов
Сергей Кузнецов. Фото: пресс-служба

Недавно возле Курского вокзала открылась новая выставка проекта «НЕТСТЕН». До конца июля москвичи могут проголосовать за лучшую из шести работ в уличной галерее «Арт Квартала». «Сноб» поговорил с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым о том, как городские власти сегодня поддерживают и регулируют стрит-арт, стоит ли заботиться о долговечности этого вида искусства и какой интерес к нему проявляют девелоперы.

Район Винзавода, где открылась выставка «НЕТСТЕН», наверное, можно назвать самой известной на сегодня московской площадкой, где представлено уличное искусство. Какие еще точки в городе ключевые или могут стать такими в ближайшее время?

У нас есть много разных идей, как внедрять стрит-арт в городе. Пока точную географию я не назову, но главная идея в том, чтобы он организованно появлялся по всей Москве. Понятно, что есть множество поверхностей, которые вполне могут стать местом для уличного искусства. Сейчас актуальны вопросы, за чей счет это может реализовываться, как их эксплуатировать дальше, сколько это должно стоить... И, на мой взгляд, сделать уличное искусство вместо эпизодических акций системным явлением — хорошая идея. Но, так как есть очень много нюансов, организационных и технологических, пока рано анонсировать конкретные места.

Тема, я считаю, интересная, полезная для города, и главный ее базис — это выведение стрит-арта в легальное поле из некой маргинальной культуры. Чтобы художники, хорошие, качественные, профессиональные, могли себя максимально показать, а не конкурировать где-то на задворках с городским хулиганством, и могли создать по-настоящему ценные произведения. Я очень надеюсь, что мы к этому придем, хотя, еще раз повторюсь, географии конкретной пока нет.

При этом уже есть определенные успехи — тот же проект «НЕТСТЕН» и фестиваль уличного искусства «Артмоссфера», который проводит Винзавод. Точечно что-то появляется в городе там, где этим интересуются девелоперы. То есть тема сама по себе, конечно, набирает обороты.

Открытие стрит-арт выставки «Ритм города» галереи «НЕТСТЕН» у Курского вокзала, 2024 год
Открытие стрит-арт выставки «Ритм города» галереи «НЕТСТЕН» у Курского вокзала, 2024 год. Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Кстати, то, что появилась «Большая глина №4» Урса Фишера, — это тоже, на мой взгляд, было важной вехой: о стрит-арте начали говорить на уровне всей городской общественности. Очевидно, что шаг за шагом мы продвигаемся вперед. Пока очагами развития уличного искусства выступают арт-кварталы вроде кластера GRPHT, завода «Кристалл».

Но они живут своей жизнью…

Тем не менее это все равно часть города. Развитие таких кварталов говорит о том, что есть художники, у них есть потенциал, азарт, мощность это делать. И я считаю, что вопрос дальше только в представлении других точек в городе, чтобы стрит-арт появлялся в большем количестве.

Мы активно ищем возможности в метро. Например, та же станция «Нагатинский затон» с рыбами. В общем-то, это не стрит-арт, но это публичное искусство. И я абсолютно уверен, что оно может проявляться в архитектуре. Возможностей очень много. Я думаю, что базовая идея здесь пересекается с эпохой Ренессанса, когда художники активно работают в городской среде и участвуют в ее жизни.

Уличное искусство по понятным причинам и по сути своей недолговечно: работы закрашивают, сносят, они выгорают, стираются и т. д. Но есть объекты, которые стремятся сохранить. Как, например, фрагмент стены со знаменитым портретом Германа Гессе на Саввинской набережной. Есть ли сейчас какие-то работы, которые находятся на грани исчезновения, и Москомархитектура планирует их сохранить?

Я считаю, что сохранение — очень выборочная история, ведь стрит-арт по своей сути — искусство очень живое, оно появляется и исчезает. И я могу сказать, что большинство художников, в общем-то, к этому относятся похожим образом. Когда мы, например, занимались муралом с изображением Германа Гессе и связались с автором, португальским художником Алешандре Фарту, он сказал, что не надо сохранять работу, ведь это уличное искусство, и он не считает, что сделал что-то навечно.

Это действительно интересный стрит-арт и очень заметное на реке место. У меня, честно говоря, был мотив сохранить частичку старого здания, поэтому логичным было выбрать стену, которая стала «памятью места». Сохранение мурала было комплексным вопросом.

Рендер ЖК с сохраненным муралом Герману Гессе
Рендер ЖК с сохраненным муралом Герману Гессе. Иллюстрация: пресс-служба

Потом мы занимались стрит-артом по мотивам стихограммы Дмитрия Пригова на Профсоюзной, где тоже была большая общественная поддержка, и жители просили, чтобы его не убирали. Но в целом я могу сказать, что в большинстве случаев нормально, что такое искусство приходит и уходит. Пусть это не звучит как варварство, когда мы говорим о том, чтобы закрасить или обновить объект уличного искусства.

Стрит-арт — как свежая газета. Наверное, странно хранить ее долгие годы, хотя для кого-то это может быть ценно. В уличном искусстве всегда есть элемент некой злобы дня, актуальности. Плюс играет роль сложность поддержания работы в ее изначальном состоянии. В общем, это целый комплекс вопросов. Мы ведь считаем нормальным, что в музеях меняется экспозиция. Никто не говорит: «Какая блестящая выставка, пусть она будет всегда!»

Но это немного другая история, ведь сами работы сохраняются.

Да, но я тут поспорю, потому что в современном выставочном деле, а я много занимаюсь выставками и делаю их довольно регулярно, выставка сама по себе является главным экспонатом. Ценно то, как она сделана, ее графика, устройство. Люди должны мобилизоваться, прийти, посмотреть, поучаствовать в этом и как бы выйти из этого проекта, а дальше будет уже другой. Уличное искусство, я считаю, в общем-то, явление такой же категории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
5 книг, которые помогут развить критическое мышление, креативность и другие навыки 5 книг, которые помогут развить критическое мышление, креативность и другие навыки

Книги, которые помогут узнать что-то новое или прокачать свои старые знания

Maxim
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
Почему вы забываете о том, что нужно сделать Почему вы забываете о том, что нужно сделать

Вы когда-нибудь заходили в комнату, а потом удивлялись, зачем вы туда зашли?

ТехИнсайдер
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
Мир принял научный «Вызов» Мир принял научный «Вызов»

Национальная премия в области будущих технологий преодолевает границы

Деньги
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

5 шагов к экосаду: основные правила и запреты

Лиза
Для чего многим животным нужно третье веко и почему у людей его нет Для чего многим животным нужно третье веко и почему у людей его нет

Третье веко — весьма полезный орган, но почему же ей не наделен человек?

ТехИнсайдер
Паек Петра Великого Паек Петра Великого

Сколько зарабатывали первые российские академики

Деньги
На Евро со стройки: защитник сборной Италии пять лет назад работал кровельщиком На Евро со стройки: защитник сборной Италии пять лет назад работал кровельщиком

Удивительная история игрока «Ювентуса» Федерико Гатти

Forbes
Что такое функциональная тренировка и чем она отличается от силовой Что такое функциональная тренировка и чем она отличается от силовой

Как составить программу функциональной тренировки?

РБК
П. – это Александр Сергеевич Пушкин П. – это Александр Сергеевич Пушкин

Большая и обстоятельная статья о Пушкине в словаре Брокгауза и Ефрона

Знание – сила
5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество 5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество

Книги об экзоскелета, чипировании и не только

Maxim
Вдвое больше «ноздрей»: BMW представила X3 нового поколения Вдвое больше «ноздрей»: BMW представила X3 нового поколения

Баварцы показали новый кроссовер Х3 — модель поколения G45

Maxim
Наталья Соловьева Наталья Соловьева

Наталья Соловьева спасает легендарную античную Пальмиру в Сирии

Собака.ru
Алмазные грани Якутска Алмазные грани Якутска

Мы летели в Якутск впервые. У нас было всего два дня

Отдых в России
Иван Чечот Иван Чечот

Иван Дмитриевич Чечот — солнце русского искусствоведения!

Собака.ru
«Это база»: где и как молодые и успешные управленцы заработали первые деньги «Это база»: где и как молодые и успешные управленцы заработали первые деньги

Истории молодых топ-менеджеров о первых деньгах и начале карьерного трека

Forbes
Как понять, что ваш партнер превращается в «Бишимбаева» Как понять, что ваш партнер превращается в «Бишимбаева»

Можно ли назвать ваши отношения экологичными?

Psychologies
Красноярские просторы Красноярские просторы

Красноярск славен большим числом музеев и природными красотами

Лиза
«Язык как инстинкт» «Язык как инстинкт»

Как мы воспринимаем речь

N+1
Те же и… Те же и…

Кто отвечает за стабильность зла в пьесе Гоголя «Ревизор»

Weekend
Почему намерзает задняя стенка холодильника: 10 причин неисправности Почему намерзает задняя стенка холодильника: 10 причин неисправности

Если на задней стенке холодильника появился лед, значит, что-то идет не так

CHIP
Как взбодриться без кофе. 9 простых советов, которые помогут прогнать сонливость Как взбодриться без кофе. 9 простых советов, которые помогут прогнать сонливость

Как без кофе повысить уровень энергии, который еще не успел подняться с утра?

Лиза
Компании сознательно размещают небольшие пакеты акций Компании сознательно размещают небольшие пакеты акций

В последнее время появилось очень много компаний, вышедших на рынок IPO

Деньги
«Не для слабонервных»: почему популярный боевик с Джессикой Альбой получился неровным «Не для слабонервных»: почему популярный боевик с Джессикой Альбой получился неровным

«Не для слабонервных», англоязычный дебют индонезийской постановщицы Моули Сурья

Forbes
Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет

Этот отель стоит на рукотворном острове и каждый день спасает редких черепах

СНОБ
Феномен «Белых роз»: 5 историй, которые учат видеть прекрасное даже в «плохих» вещах Феномен «Белых роз»: 5 историй, которые учат видеть прекрасное даже в «плохих» вещах

Можно ли с пользой для себя полюбить плохие вещи?

Psychologies
Страшные эпизоды из мультсериалов Страшные эпизоды из мультсериалов

Скажем этим мультфильмам спасибо за нашу поломанную психику

Maxim
Рубль набирает вес Рубль набирает вес

В мае биржевой курс доллара впервые за четыре месяца опустился ниже 90 руб./$

Деньги
Открыть в приложении