Не до шуток: почему умирает жанр ситкомов и какой будет комедия положений будущего
15-20 лет назад ситкомы были одним из самых популярных жанров на телевидении. Миллионы зрителей ждали новые эпизоды таких сериалов, как «Друзья», «Офис», «Сайнфелд», «Как я встретил вашу маму» и «Теория большого взрыва», а исполнители главных ролей становились народными любимцами. Но в наше время можно с уверенностью констатировать, что этот жанр умирает. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн разбирается, почему зрители больше не хотят смотреть ситуационные комедии.
Ситком — ситуационная комедия, или комедия положений, — это жанр телевизионных программ (изначально, в 1920-х годах в США это был формат радиопередач), где действие разворачивается в одних и тех же местах при участии основных персонажей. Как правило, каждый эпизод подобного шоу имеет хронометраж около 20-30 минут. Ситкомы были на пике популярности в конце ХХ и начале ХХI века. Поначалу их снимали в студиях с реальными зрителями, поэтому они ассоциируются с закадровым смехом, хотя это необязательный атрибут жанра.
Когда вы слышите слово «ситком», скорее всего, вы вспоминаете самые культовые сериалы: в США это были «Друзья», «Офис», «Сайнфелд», «Как я встретил вашу маму» и «Теория большого взрыва», а в России — «Моя прекрасная няня», «Полный модерн», «Саша+Маша» и «33 квадратных метра». В конце 1990-х и начале нулевых миллионы зрителей с нетерпением ждали новых эпизодов комедийных шоу. Главные герои становились для нас практически друзьями или родственниками, за жизненными перипетиями которых мы следили с удовольствием. Почему же сейчас этот жанр теряет популярность?
В США ситкомы принято хоронить каждое десятилетие — примерно как газеты. Уже в 1980-х бывший президент телеканал NBC Уоррен Литтлфилд считал, что для многих зрителей этот жанр умер. В 1999 году издание Entertainment Weekly говорило о том, что ситкомам пора на пенсию. Программный директор ITV Дэвид Лиддимент даже создал передачу Who Killed the Sitcom?, чтобы точно убедиться в том, что жанр покинул экраны с концами.
Ни для кого не секрет, что сегодня тренды в сериальной индустрии формируют стриминговые платформы. Даже если часть зрителей, возможно, хотела бы смотреть новые ситкомы по старым добрым канонам, Netflix, Apple TV+, HBO Max и Amazon Prime их просто не снимают. Они сами решили убить жанр и предложить подписчикам другие форматы. Но с другой стороны, повестка тоже влияет на кинематограф — снимать абсолютно комедийные шоу на такие волнующие общественность актуальные темы, как расовая или гендерная дискриминация, сексуализированное насилие, алкогольная или наркотическая зависимость, сложно. В эпоху культуры отмены слишком высоки шансы пошутить неудачно настолько, что зрители объявят платформе бойкот, а проект закроют.