«Не блажь, а вопрос выживания»: как быстро вырастить компанию на старте и почему это не всегда полезно
Что можно сделать, если компания уже успела создать потенциально успешный продукт, но пока им никто не пользуется? Forbes публикует отрывок из книги «Взлом роста: Как ускорить развитие продукта и масштабировать бизнес» Дениса Мартынцева, в котором он рассказывает, как с помощью хитрых приемов разработчики всемирно известных продуктов привлекали массовую аудиторию на старте.
Денис Мартынцев — продакт-менеджер и основатель телеграм-канала Grow Horse. Он консультирует молодые компании в том, как быстро расти. В мае в издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга Дениса «Взлом роста: Как ускорить развитие продукта и масштабировать бизнес». В ней Мартынцев рассказывает о том, что такое взлом и кто такие «хакеры роста», как вырастить команду роста у себя в компании. В начале книги он приводит несколько примеров того, как простейшие действия компаний приводили к взрывному росту показателей бизнеса и что происходило дальше.
- Разработчики приложения-телепрограммы российских каналов Tviz поменяли иконку в App Store и за счет этого увеличили количество новых пользователей в два раза.
- После замены текста кнопки на сайте для гитаристов UltimateGuitar.com, который разрабатывает российская компания WSM Group, количество активаций пробной версии программы увеличилось в 2,4 раза.
- Маркетологи приложения для совершения покупок и получения скидок в супермаркетах «Едадил» уменьшили стоимость привлечения новых пользователей на 30%, нацелив рекламу на определенные группы в социальной сети «ВКонтакте».
Существует много примеров, когда простейшее действие, не требующее больших усилий и затрат, приводило к существенному росту показателей цифрового бизнеса. Такие действия называют Growth Hacking или «взломом роста».
В чем суть этого явления? Где оно появилось? Как можно воспроизвести подобный успех в своем проекте?
Кто такие «хакеры роста»
Термин «хакер роста» (Growth Hacker) впервые употребил бывший маркетолог Dropbox Шон Элис. В 2010 году он опубликовал в своем блоге статью, в которой посоветовал основателям стартапов нанимать на работу не просто маркетологов, а хакеров роста, то есть людей, нацеленных на быстрый результат и готовых добиться его любым способом.
Для молодой интернет-компании стремительный рост — не блажь, а вопрос выживания. Если в первые месяцы она не показывает существенных результатов, инвесторы теряют к ней интерес и прекращают финансирование.
Маркетолог, использующий традиционные методы, начнет свою работу с исследований рынка и аудитории, разработки маркетинговой стратегии. Пока он будет готовиться к решительным действиям, у компании могут закончиться деньги, а новых никто не даст, потому что все это время она не росла.
Хакер роста с первого дня своей работы приступит к поиску возможностей для развития компании. Он будет анализировать данные и тут же принимать и внедрять новые решения. Чтобы увеличить базу пользователей, он будет не только применять известные каналы для их привлечения, но и делать более заманчивым для них сам продукт. Он не станет ждать и теоретизировать, а сразу же возьмется за дело.
При этом компетенция такого специалиста должна быть гораздо шире, чем у обычного маркетолога. Хакеры роста должны одновременно владеть навыками программирования, аналитики и маркетинга. Будучи «маркетологами по необходимости», они, как правило, мало что знают о позиционировании и брендинге, но прекрасно разбираются в цифрах и в любой момент могут поправить код. Это позволяет им быстро и экономно проводить эксперименты, делать сплит-тесты (