Растерянный метод
Игорь Гулин о выставке «Соцреализм. Метаморфозы» и ускользании соцреализма
В Новой Третьяковке открылась выставка «Соцреализм. Метаморфозы» — попытка отказаться от канонического взгляда на историю советского искусства, не предлагающая, впрочем, убедительной замены ему.
Начать стоит с того, что эта выставка строится вокруг архива. В основе ее — коллекция РОСИЗО. Эта огромная институция возникла на базе советской «Росизопропаганды». На протяжении десятилетий в ее фонде оседали работы советских художников — не вершины, попадавшие в большие музеи, но и не отбросы,— вещи, достойные сохранения, но не постоянной демонстрации. На выставке к ним добавлено несколько вполне классических работ из самой Третьяковки и Русского музея, а также какое-то количество редкостей из музеев региональных и частных коллекций. Однако основной массив представленного здесь — это именно средний уровень советского искусства, не так уж часто попадающий на глаза современному зрителю. Сам по себе это, конечно же, очень интересный срез.
То, как кураторы обошлись с этим массивом, вызвало у многих в художественно-критической среде нарекания, подозрения в реакционности. На самом деле с точки зрения идеологии ничего выходящего за рамки приличий здесь нет: экспликации к выставке откровенно говорят о репрессиях, о подавлении авангарда и невозможности свободных поисков, о маразматическом культе генсеков. Крамолу можно усмотреть скорее в отношении к истории искусства, точнее — к самому термину «соцреализм».
Слово это почти всегда существует как пара в оппозиции, как мертвое, противопоставленное живому — авангарду, неофициальному искусству, официальному либеральному модернизму. Визуальный ряд, приходящий в голову, когда слышишь его,— «большой стиль» 1930–1950-х: монументальный китч Бродского, Герасимова, Иогансона. Затем вспоминаются вещи Дейнеки и Самохвалова — более изысканный вариант той же тоталитарной эстетики.
Это в каком-то смысле аберрация. Когда в начале 1930-х был провозглашен соцреалистический метод, никто не знал, в чем именно он состоит (ясно было только, что в прекращении авангардных экспериментов). Бывшие участники АХРР, мастера большого стиля, ставшие главными представителями сталинского мейнстрима, предложили свою версию соцреалистического искусства — наиболее доступную, отвечавшую вкусам вождей и широкой публики, легко поддававшуюся тиражированию. Однако в послесталинскую эпоху, когда большой стиль отступил и в изобразительном искусстве, и в других сферах культуры, соцреалистический метод никто не отменил.