«Тест на клитор»: новое правило для оценки откровенных сцен в кино
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает о новом «тесте на клитор» для кино и книг, фильмах, которые его проходят, и проблемах, которые появляются в реальной жизни из-за того, как нам показывают секс на экранах.
От принципов Бекдел к тесту на клитор
Тест Бекдел, к которому сейчас относятся весьма серьезно, появился в далеком 1985 году как шутка. Художница и мультипликатор Элисон Бекдел в своем комиксе Dykes To Watch Out For изобразила двух девушек, которые собираются в кино. Одна из них упомянула, что смотрит только фильмы, отвечающие трем критериям. Они были предельно просты: во-первых, в киноленте есть хотя бы две женщины, во-вторых, они говорят друг с другом, в-третьих, беседа ведется о чем-то, кроме мужчин.
Тест был всего лишь ироничной феминистской зарисовкой, однако очень скоро его подхватили кинокритики, и закон Бекдел стал одним из стандартов оценки фильмов и книг. Казалось бы, что может быть проще трех этих пунктов? Они не выглядят невыполнимыми или сложными, однако огромное число кинолент, включая лауреатов известных премий, правилу Бекдел не соответствуют.
Несмотря на то что из шутки тест Бекдел превратился в своеобразную гендерную метрику, которой начали пользоваться даже киноинституты, идеальным он никогда не был. Например, его не проходит «Гравитация», хотя фильм полностью посвящен женщине-космонавтке. Тем не менее правило, придуманное карикатуристкой, остается самым известным: более сложные альтернативы для оценки художественных произведений на гендерную предвзятость так и не стали столь же популярными.
Аналогов закону Бекдел существует не менее десятка. Есть, например, тест Эллен Уиллис: она предлагает поменять пол персонажей и заново оценить историю — не стал ли сюжет нелепым? «Синдром Тринити» советует обратить внимание на главную героиню. Не вышло ли так, что невероятно крутая и сильная женщина, которая может почти всё, тем не менее будет спасена мужчиной?
В 2020 году среди таких тестов появился новый, посвященный не просто женщинам, а их сексуальному удовлетворению. Создательницы назвали его тестом на клитор.
Клитор, а не вагина
Возьми любую сцену секса в фильме, и ты увидишь, что она сконцентрирована на проникновении. Женщина не просто испытает от него оргазм — ей хватит буквально нескольких минут: «Бам-бам, всем спасибо, все свободны!» Но в реальности мы редко получаем удовольствие от пениса, оказавшегося в вагине. Какое исследование ни возьми, оно покажет: 70–80% девушек нужна стимуляция клитора.
Тест на клитор придумала 34-летняя Фрэнсис Рейнер из Глазго, расстроенная тем, как показывают интим на экране. «Когда я росла, то ничего не знала о собственном удовольствии. С раннего возраста я имела представление о проникающем сексе, минете и мужской мастурбации. Но контент, который я потребляла, не объяснял, как устроен женский оргазм. Вводящий в заблуждение сексуальный сценарий, который тиражируют в поп-культуре, — главная причина того, что девушки сталкиваются с разочарованием от секса с мужчинами», — говорит она.
Тест на клитор еще проще правила Бекдел: фильм проходит его, как только признает существование этой части тела женщины. Это может быть голова или рука, исчезающие под одеялом, упоминание женской мастурбации или даже выражение недовольством секса, который был только проникающим.
Несмотря на примитивность теста на клитор, проходят его фильмы нечасто. Можно вспомнить сцену мастурбации в «Малхолланд-драйв» или фразу главной героини «Дэдпула»: «Дай мне чуть-чуть пообвыкнуться, крепко выпить, и я с радостью оседлаю это лицо». Редко, но всё же встречаются ленты, которые берут планку сверхуспешно: например, в анимационном фильме «Аномализа» весь эпизод секса выстроен вокруг реалистично показанного куннилингуса.